ИнфоВес

ИнфоВес — Новости Мира

Жизнь с открытым сердцем. Благодаря Бакулеву в СССР возникла кардиохирургия

Еженедельник «Аргументы и Факты» № 49. Алгоритм победы 03/12/2025

В 1937 году в одной сибирской газете напечатали фотографию: московский хирург Александр Бакулев рядом с пациентом, молодым охотником. Содержание заметки звучало как фантастика: врач провёл операцию, вытащив из сердца человека застрявшую пулю. К сожалению, медицинских подробностей история не сохранила, да и сама заметка, которую выздоровевший сибиряк потом с благодарностью прислал хирургу, тоже утеряна.

Однако семейное предание Бакулевых гласит, что именно после этого случая Александр Николаевич понял: сердце можно и нужно оперировать.

«Надо любить людей»

«Бакуль» на вятском говоре — балагур, краснобай или просто разговорчивый человек. Родившийся 135 лет назад в деревне Бакули Слободского уезда Вятской губернии мальчик Саша молчуном не был, но и болтать попусту не любил. То, что слова надо подкреплять делами, он уяснил с детства — в многодетной крестьянской семье, где росли одиннадцать чад, был старшим и с малых лет помогал отцу по хозяйству.

Врачом хотел стать по зову души. «Не посчитайся со своими удобствами, с хорошим сном, тёплой квартирой, когда в ливень и пургу к тебе постучали, прося помощи», — так будет он наставлять молодёжь уже в статусе академика и светила медицины. И на вопрос, как стать хорошим хирургом, всегда будет отвечать: надо прежде всего любить людей.

И, конечно, учиться — врачебное дело требует знаний. Его путь в медицину пролегал через церковно-приходскую школу, народное училище, что находилось в соседнем селе, и Первую вятскую гимназию. После неё Александр Бакулев поступил на медицинский факультет Саратовского университета и, хотя науки постигал усердно, диплом смог получить едва ли не к тридцати годам. Причина — две войны, Первая мировая, а затем и Гражданская.

Дом, в котором родился и жил Александр Бакулев. Бакули, Слободской район, Кировская область. Фото: commons.wikimedia.org

С осени 1914-го Бакулеву приходится работать фельдшером в саратовском госпитале, куда начали поступать раненые. А летом 1915-го его самого призывают на фронт. В звании зауряд-врача он два года проводит в военно-полевых госпиталях, где лечит раненых, приобретая бесценный опыт. Служит в пехотном и кавалерийском полках. И получает свою первую награду — орден Святого Станислава 3-й степени.

К учёбе студент-медик возвращается в революционном 1917-м и даже успевает поработать в клинике своего университета. Однако мирная передышка длится недолго, и вскоре уже под знамёнами Красной Армии молодой врач Александр Бакулев лечит больных и раненых, руководя хирургическим отделением эвакогоспиталя. К моменту защиты диплома у него за спиной внушительный опыт военно-полевой хирургии. Научную работу он сочетает с практикой и, поскольку повидал на войне всякое, порой берётся за самые безнадёжные случаи, идя на риск ради спасения пациентов. Много оперирует, внедряя новые методы в черепно-мозговую и лёгочную хирургию. Например, одним из первых в СССР он выполняет пластику пищевода стенкой желудка, разрабатывает оригинальные операции на желчных путях, обосновывает закрытый способ лечения гнойников головного мозга.

Его метод спас тысячи жизней

Перед Великой Отечественной Бакулев уже руководит хирургическим отделением Центральной Кремлёвской больницы. А в числе его разработок того времени — собственная методика лечения черепно-мозговых ранений. Врач предложил после иссечения краёв раны накладывать глухой, вплотную сближающий края шов. Многие видные хирурги были против этой идеи, опасаясь риска нагноений. Но Бакулев показал, как надо обрабатывать такие раны, и этот метод помог спасти тысячи жизней во время советско-финской, а затем и кровопролитной войны с гитлеровской Германией. Благодаря ему удавалось вытаскивать с того света бойцов, которых медики считали уже обречёнными.

В июне 1941-го 51-летний врач вновь призван в Красную Армию, но теперь он совмещает с хирургической практикой гигантскую управленческую работу. Являясь главным хирургом Резервного фронта, Бакулев координирует работу госпиталей, занимается организацией помощи раненым, консультирует и обучает военных медиков. В годы войны он пишет серию работ, посвящённых хирургическому лечению огнестрельных ранений позвоночника и спинного мозга, абсцессов (гнойников) головного мозга. Всё это тут же внедряется в госпиталях. В итоге летальность при ранениях позвоночника удаётся снизить до 20%.

Несмотря на управленческую нагрузку, наиболее сложные хирургические операции Александр Бакулев проводил сам. А в феврале 1945 года присутствовал в качестве врача на знаменитой Ялтинской конференции.

Александр Бакулев, 1965 г. Фото: РИА Новости/ Михаил Озерский

Шёл туда, где труднее

Война стала суровой проверкой новых методов хирургического лечения. Бакулев шёл туда, где было труднее всего и где медицина пасовала перед неизвестностью. Долгое время считалось, что сердце — не подвластный скальпелю хирурга орган. Всякая его рана признавалась смертельной. Но Бакулев бросил вызов этой догме. 

Получив большой опыт в грудной хирургии (уже только одни эти работы вписали его имя в историю отечественной медицины, а лёгкие человека перестали быть запретной зоной для хирургов), Александр Николаевич приступил к операциям на сердце. 24 сентября 1948 года стало важнейшей датой в летописи врачебного дела в СССР: Бакулев впервые выполнил операцию по перевязке открытого артериального протока 15-летней девочке. Так было положено начало отечественной кардиохирургии. Эту методику впоследствии назовут «операцией Бакулева» (не только у нас, но и во всём мире), а прооперированная девочка по окончании школы поступит в медицинский институт и станет врачом.

Была в характере Александра Николаевича одна примечательная черта: он никогда не останавливался на достигнутом. Все разработанные и решённые медицинские проблемы передавал для продолжения и развития своим ученикам, а за собой оставлял новые и неизведанные. И шёл дальше.

Поэтому нет в кардиохирургии ни одного направления, где бы не оставил след Бакулев. Он занимался диагностикой и лечением пороков сердца, хронической сердечной недостаточности, нарушений ритма и проводимости, заболеваний аорты и других сосудов, а также практикой искусственного кровообращения. В открытом по его предложению в 1956 году Институте грудной хирургии разрабатывались первые в СССР имплантируемые электрокардиостимуляторы.

Кстати, этот институт, в наши дни выросший до Национального медицинского исследовательского центра, иногда именуют кратко и просто — Дом сердца. А тысячи работающих в нём сотрудников называют себя бакулевцами.

Оставался простым и открытым

Уже будучи светилом медицинской науки, Александр Бакулев оставался простым и открытым для общения человеком. Как рассказывала его дочь Марина, приходя на работу, он здоровался с каждой санитаркой и гардеробщицей и всех знал по именам. О выходных днях зачастую не вспоминал, срываясь в больницу по первому звонку.

При этом никогда не терял связи со своими земляками с Вятки. После войны он послал в Кировскую областную больницу и больницы Слободского района, в котором находилась его родная деревня Бакули, несколько ящиков хирургических инструментов, которых в то время катастрофически не хватало.

Оцените материал

Подписывайтесь на АиФ в  

MAX

Источник aif.ru

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *