Еженедельник «Аргументы и Факты» № 49. Алгоритм победы 03/12/2025 Сюжет Настоящие супергерои СССР

«Подготовлены 62 виллы и особняк для товарища Сталина», — соответствующая шифровка в июне 1945‑го была отправлена в Москву из Потсдама, где должна была пройти встреча Трумэна, Черчилля и Сталина. Но прежде все помещения обследовал ас минно-взрывного дела Илья Старинов, разведчик и диверсант, за голову которого фюрер обещал 200 тысяч рейхсмарок.

Народный комиссар обороны СССР Климент Ворошилов пожимает руку капитану Илье Старинову. Фото 1937 года Фото: Commons.wikimedia.org
Илья Григорьевич, получивший неофициальное прозвище «дедушка русского спецназа», ушёл из жизни 25 лет назад, в 2000 году, успев отпраздновать 100-летний юбилей. А вскоре была рассекречена информация, после которой сюжет с Потсдамом заиграл новыми красками.

Советские бойцы, прошедшие курсы Старинова, минируют железнодорожные пути под Москвой, 1941 год. Фото: РИА Новости/ Олег Кнорринг
Портфель вандервельде
Конференция стартовала 17 июля, на следующий день после испытания США ядерной бомбы. Трумэн надеялся ошарашить Сталина, но тот поразил его своей невозмутимой реакцией. Президент США высокомерно решил, что Сталин просто не понял, о чём речь. На самом деле работы по созданию собственной бомбы в СССР уже шли полным ходом. А начались они во многом благодаря всё тому же Старинову.
В феврале 1942-го группа Старинова участвовала в знаменитых «ледовых походах» — по льду Азовского моря диверсанты заходили в тыл врага. Во время одного из рейдов была уничтожена группа немецких офицеров, среди которых оказался физик-ядерщик в погонах Ганс Вандервельде. Его тетрадь с записями передали Старинову, который обнаружил в ней схемы, графики и формулы по использованию атомной энергии в военных целях. На оккупированные территории Вандервельде командировали для поисков залежей урановой руды. Тетрадь была передана на самый верх, подтвердив сообщения разведки: немцы пытаются создать ядерное оружие, а союзники за спиной СССР занимаются тем же. Захваченная диверсантами тетрадь стала той последней каплей, после знакомства с которой было принято решение по запуску советского атомного проекта.

Письмо И. Г. Старинова — И. И. Буйло с описанием захвата атомной тетради. 1975 г. Фото: Commons.wikimedia.org
Истерика Гитлера
Чуть ранее Старинов уже провёл диверсионную операцию «Западня», которая его прославила. В октябре 1941-го Красная армия оставила Харьков — третий на тот момент по величине индустриальный и транспортный центр СССР. Однако стоило немцам войти в город, как раздались взрывы — на воздух взлетали заводы, которые рейх собирался использовать в своих целях, были уничтожены мосты и железнодорожный узел.
«Но главный сюрприз был впереди, — рассказывает «АиФ» доктор исторических наук Александр Саран. — Две недели спустя на воздух взлетел особняк, где расквартировался начальник оккупационного гарнизона генерал фон Браун, и там же в этот день в полном сборе был штаб дивизии. Сработали радиомины, заложенные по плану и под руководством Ильи Старинова. Радиосигнал был подан из окрестностей Воронежа, за 300 километров от Харькова». Сапёр капитан Гейден, обследовавший дом перед въездом генерала и обнаруживший лишь маскировочные мины, был разжалован, отправлен на фронт и в 1943-м попал в плен. Он рассказал, как Гитлера до истерики взбесило, что у русских есть радиомины, а у вермахта — нет. По легенде, тогда фюрер предложил награду за голову организатора диверсии — 200 тысяч рейхсмарок.

Саперы закладывают ящик со взрывчаткой, 1942 год. Фото: РИА Новости/ Яков Рюмкин
Возможно, знай Гитлер, какую роль Старинову предстоит сыграть в том же году при обороне Москвы, он бы удвоил и утроил награду.
«Когда немцы готовились сомкнуть кольцо вокруг столицы, полковнику было поручено сплошным минированием перекрыть северный подступ к Москве. И его действия помогли дождаться подкрепления — свежих сибирских дивизий», — продолжает Саран.

Битва за Москву. Малоярославецкие партизаны Бочаров и Франзузов минируют железную дорогу. Фото: РИА Новости
Способности диверсанта в Старинове сочетались с талантом конструктора. Изобретённые им мины были основным оружием при проведении партизанских операций. После Победы за эти разработки ему присвоили звание кандидата технических наук.
«Старинов мог соорудить взрывчатку, например, из компонентов, которые продаются в аптеке, — рассказывает Саран. — А изобретённый им взрыватель помог выиграть рельсовую войну в тылу врага».
Врезали американцам
После Победы Илья Старинов участвовал в разминировании железных дорог и борьбе с бандеровцами на Западной Украине. После преподавал в различных закрытых учебных заведениях, в том числе иностранцам. Его курсы диверсионно-партизанской борьбы прошли в том числе и вьетнамцы. В мемуарах разведчик подчёркивал: «Армия США не проиграла ни одного сражения, потеряв во Вьетнаме 70% техники в стычках с партизанами. И была вынуждена позорно уйти».
И с болью констатировал: если бы наша страна подготовилась к партизанским действиям, немцы не дошли бы до Москвы. Вспоминал, что ещё в конце 1920‑х и начале 1930-х годов выступал за организацию схронов с оружием и продуктами, которые пойдут в дело, как только враг ступит на нашу землю. Но это объявили пораженческими настроениями. Ведь действовала сталинская доктрина: бить врага малой кровью на чужой территории. И уже готовые схроны ликвидировали.
«Когда Старинову вручили медаль «За победу над Германией», он спилил профиль генералиссимуса и носил обратной стороной, — говорит историк Саран. — Но не предал идеалы партии: был членом КПСС с 1922 года и все 1990-е платил партвзносы».
Шокировали диверсанта
Бомбардировка Дрездена американцами и англичанами в феврале 1945 года, уничтожившая город, шокировала Старинова. После посещения руин он написал: «В бомбёжках не было военной необходимости, просто союзники не хотели, чтобы город достался СССР. Мне, диверсанту, это было трудно понять: наша заповедь — беречь людей. Я расценивал это как теракт».

Памятная доска в Тирасполе. Фото: Commons.wikimedia.org
Как известно, ту же участь союзники готовили и для нашей страны, наметив план «Немыслимое», а потом и «Укороченный удар» («Дропшот») по ядерной бомбардировке СССР. Американский «блицкриг» не удался — в 1949-м СССР нарушил монополию на ядерное оружие, испытав свою бомбу. В том, что советский атомный проект состоялся, была и немалая лепта Старинова.
Оцените материал
| Подписывайтесь на АиФ в
MAX |

Leave a Reply