
Расследование гибели 14-летнего жителя Подмосковья вновь подняло вопрос об ответственности лиц, причастных к вовлечению молодежи в смертельно опасный «экстрим».
Летальный исход
14-летний Всеволод Серов исчез из дома в ночь с 12 на 13 октября. По словам близких, он вылез в окно. Семья подростка считалась благополучной, да и сам он не был замечен в чем-либо предосудительном, пока однажды знакомые не увидели, как он залезает на электропоезд снаружи.
Родные мальчика уверяют: Всеволод лишь попробовал «зацепинг» по примеру кого то из друзей, и разговор с ним на эту тему прошел спокойно. Он, казалось, всё понял правильно. А затем исчез.
Новость о приостановке поисков Серова на сайте одного из отрядов поисковиков-добровольцев появилась еще вечером 19 октября. Как правило, в формулировке «Стоп, проверка информации» сообщение поступает, если разыскиваемый найден мертвым. Но в данном случае подтверждения трагического исхода не было еще десять дней. Хотя в группах «зацеперов» о Всеволоде почти сразу стали писать как о погибшем.
Кодекс молчания
Сегодня активно обсуждается вопрос — как подростки попадают в «зацепинг»? Идет ли речь только о примере сверстников, либо за всем этим стоят взрослые люди? Сторонники последнего предположения указывают на многочисленные специализированные группы в соцсетях, которые ведут явно хорошо подготовленные люди, на своеобразный «кодекс молчания» в данной среде.
Порой участники «зацепинга» намеренно скрывают факты травм и гибели своих товарищей. В начале октября ученик восьмого класса три дня провел в овраге после падения с электрички — его «коллеги», ставшие свидетелями случившегося, упорно молчали об этом. Данному «горе-экстремалу» повезло трижды: он не погиб на месте, погодные условия для октября были щадящими, а ведшие розыск взрослые проявили необычайную настойчивость. А вот Всеволод Серов так удачлив не был.
Так все-таки, есть ли кто-то взрослый за спиной подростков, играющих со смертью?
«Гуру зацепинга» называл смерть последователей «естественным отбором»
В августе 2025 года был вынесен приговор Роману Громову, которого некоторые называют «основателем русского зацепинга».
Громов, которому сейчас 34 года, впервые в прессе «засветился», еще будучи студентом. Начинал он с так называемого руфинга, то есть лазания по высотным зданиям, но более стал известен благодаря опасному катанию на электричках и поездах. Громов наполнял Сеть соответствующим контентом, охотно общаясь с журналистами. Он не скрывал, что «зацепинг» пропагандирует, а своей ответственности за гибель и травмы тех, кто пошел его путем, не признает, называя это «естественным отбором».
В ноябре 2024 года Громов был арестован по решению Дорогомиловского суда города Москвы. В материалах следствия говорилось: «30 июня 2024 года молодой человек вовлёк несовершеннолетнего в занятие „зацепингом“, убедив его в безопасности нахождения на внешних частях поезда. В результате мальчик, находясь на крыше подвижного состава, упал с нее и получил тяжкие телесные повреждения на перегоне станций „Колонтаево — Кашино“ Ярославского направления Московской железной дороги в Московской области».
Штраф, который можно не платить
В отношении Громова было возбуждено дело по ч. 1 ст. 151.2 УК РФ (вовлечение несовершеннолетнего в совершение действий, представляющих опасность для жизни несовершеннолетнего). Максимальной санкцией по этой статьей является лишение свободы на срок до пяти лет.
В июле 2025 года Северная транспортная прокуратура утвердила обвинительное заключение в отношении Громова. В суде его обвиняли по ч. 1 ст. 151.2, п. «а» ч. 2 ст. 151.2 УК РФ (вовлечение несовершеннолетних в совершение противоправных действий, заведомо для виновного представляющих опасность для жизни).
Обвинение полагало, что он, осознавая опасность проезда на внешних частях железнодорожного подвижного состава, неоднократно склонял несовершеннолетних к занятию этим опасным увлечением. Кроме того, Громов являлся администратором нескольких групп о «зацепинге» в социальных сетях, которые в настоящее время заблокированы.
Приговор «лидеру зацеперов» вынесли в конце августа. Суд признал Громова виновным, назначив ему наказание в виде штрафа в размере 100 тыс. рублей. А с учетом того, что он несколько месяцев провел в СИЗО, от необходимости платить его освободили.
В итоге, если исходить из вердикта, то получается, что наказан Громов был даже слишком сурово.
Правда, вердикт прозвучал до последних резонансных случаев.
С чем мы имеем дело?
Главный вопрос остается открытым: сколь велика роль «лидера зацеперов» в травмах и гибели подростков? И только ли его одного?
В среде «зацеперов» распространен не только своеобразный «кодекс молчания», но и специальный сленг, незнание которого сразу выдает человека со стороны. Кроме того, наблюдается и юридическая подкованность — опытные участники «зацепинга» стараются обставлять всё так, чтобы в случае гибели и травм никого к ответственности нельзя было привлечь — мол, виноват только сам пострадавший или погибший.
Когда экскурсия по подземным коллекторам Москвы завершилась массовой гибелью ее участников во время дождя, организаторы этого бизнеса сели, что называется, всерьез и надолго.
Пока случаи гибели при «зацепинге» остаются единичными, Фемида проявляет известный гуманизм по отношению к «вербовщикам». Но, как свидетельствует отечественный опыт, гуманизм заканчивается после того, как гром гремит по настоящему. И «зацепинг», кажется, уже совсем рядом с этим громом.
Оцените материал
| Подписывайтесь на АиФ в
MAX |

Leave a Reply