Еженедельник «Аргументы и Факты» № 23. Доказательства на лицо 04/06/2025 Сюжет Великая Отечественная война
105 лет назад, 8 июня 1920 года, в селе Ображиевка, что сейчас находится в Шосткинском районе Сумской области Украины, а тогда относилось к Глуховскому уезду Черниговской губернии УССР, родился мальчик. Самый младший ребёнок в семье Никиты Кожедуба.
Можно ручаться, что многие люди старшего поколения уже догадались, как родители назвали мальчика. Потому что человек с фамилией Кожедуб и отчеством Никитович — именно так, на малороссийский манер — может быть только один. Иван Никитович Кожедуб. Самый результативный лётчик-истребитель союзных держав Антигитлеровской коалиции времён Второй мировой войны. На его счету 62 официально подтверждённых сбитых самолёта противника. Впрочем, недавно список побед Кожедуба был увеличен до 64 — в его наградных листах не были учтены две победы, хотя по всем остальным документам они подтверждаются. Однако и 62 побед было достаточно для того, чтобы Кожедубу в августе 1945-го в третий раз присвоили звание Героя Советского Союза.
Боевые друзья поздравляют Ивана Кожедуба (слева) с присвоением звания трижды Героя Советского Союза, 1945 г. Фото: РИА Новости
Лет 30 назад в определённых кругах хорошим тоном считалось при обсуждении количества побед советского аса заявить примерно следующее: «Да что вы носитесь с этим Кожедубом? Какая разница — 62 самолёта он сбил или 64? По сравнению с асами люфтваффе он мелко плавает — вот Эрих Хартман сбил 352 самолёта!» Находятся такие любители и сейчас.
Против правил
А потому есть смысл вникнуть в эту арифметику как следует, потому что она не так проста, как кажется на первый взгляд. Есть поговорка — споря об очевидном, помни, что дядя может быть младше своего племянника. И в случае сравнения личных счётов наших и немецких асов она как нельзя кстати — вопреки всем законам арифметики 64 здесь больше, чем 352.
Кожедуб всю войну летал на истребителях Лавочкина. Этот Ла5ФН подарил фронту колхозник Конев. Фото: РИА Новости/ Иван Шагин
Хотя были ли эти 352 самолёта действительно сбиты Хартманом — большой вопрос. Скажем, считается, что в период битвы за Яссы Эрих Хартман за 7 дней, с 30 мая по 6 июня 1944 года, сбил 35 советских самолётов, увеличив тем самым личный счёт до 250 побед. За что, собственно, и был удостоен высокого отличия, получив к своему Рыцарскому кресту с дубовыми листьями ещё и скрещённые мечи. Но есть нюанс. Об этом достижении стало известно только из заявлений самого «белокурого рыцаря», как прозвала Хартмана пропаганда Геббельса. А значит, не худо бы проверить эти заявления данными со стороны его противника, то есть ВВС РККА. Эту работу проделал историк авиации Иван Лавриненко. И вот к каким выводам он пришёл: «Из этих заявок безусловное подтверждение в советских документах находит всего одна, а ещё 6–7 сбитых советских истребителей могли стать как жертвами Хартмана, так и других немецких лётчиков…» То есть боевой счёт Хартмана надо делить примерно на пять. И это в лучшем случае.
Иван Кожедуб. Фото: Commons.wikimedia.org
Но — пусть. Пусть останутся пресловутые 352 победы. В конце концов, мастерство лётчика определяется не количеством сбитых самолётов, а эффективностью его боевых действий. И вот тут у «белокурого рыцаря» возникают проблемы. 352 победы? Ладно, допустим. Но сколько боёв он провёл, чтобы достичь такого счёта? Ответ — 825 боёв, это установлено точно. Коэффициент эффективности — 0,43. А теперь сравним эти показатели с эффективностью Ивана Кожедуба, который сбил свои 64 самолёта в 120 боях. Коэффициент эффективности — 0,53. Грубо говоря, если бы Кожедуб провёл столько же боёв, сколько Хартман, его личный счёт составил бы 437 самолётов.
Другое дело, что Иван Никитович просто не мог провести столько боёв. И прежде всего, как ни странно, по той причине, что был слишком хорошим лётчиком. Именно из-за этого его, одного из лучших курсантов Чугуевской военной авиашколы, оставили в ней после выпуска в 1940 году инструктором и не брали в войска до самого ноября 1942 года. А на фронт он попал и вовсе лишь весной 1943-го.
Соколы и стервятники
Была и другая причина. Какова она, станет ясно, если посмотреть на типы самолётов, сбитых Хартманом и Кожедубом. У немца преобладают истребители. А у русского аса совсем иной расклад — из 64 самолётов истребителей только 19. Остальной список выглядит так: 21 бомбардировщик разных моделей, 3 бронированных штурмовика «Хеншель Hs. 129» и 21 самолёт «ФоккеВульф Fw 190», которые считались многоцелевыми, но очень часто применялись для штурмовки войск.
Иван Кожедуб. Фото: Public Domain
А такой расклад говорит о задачах, которые выполнял русский ас, — прежде всего Кожедуб занимался поддержкой своих войск и их защитой от бомбёжек и штурмовых атак. Вообще-то эти действия и не предполагают непременного уничтожения самолётов противника — штурмовики достаточно отогнать, а бомбардировщики — заставить опростаться где-нибудь подальше от целей. То, что Кожедуб в таких условиях умудрялся ещё и сбивать самолёты противника, говорит о его мастерстве.
И не только. Известно ироническое отношение к советской пропаганде времён Великой Отечественной — мол, наши обязательно «соколы», а немцы — «стервятники». Но в том-то всё и дело, что пропаганда точно соответствовала правде и отлично описывала стиль — как русских асов, так и немецких. Вот как говорил о своих победах Хартман: «Я никогда не ввязывался в поединок с русскими. Хорошо, если тебе попадётся малоопытный или зазевавшийся пилот… Отстрелявшись, немедленно выходи из боя, думай теперь только о том, как унести ноги».
А вот как говорил Кожедуб: «Сбив самолёт, особенно ведущего, деморализуешь вражескую группу, почти всегда обращаешь её в бегство. Этого я и добивался, стараясь завладеть инициативой». Между прочим, слова с делом у него не расходились — 30 сентября 1943 года, отражая налёты бомбардировщиков, стремящихся накрыть переправу русских войск через Днепр, Кожедуб навязал бой группе пикировщиков «Юнкерс-87». Он был один. Один против восемнадцати. И победил. Да, Кожедуб сбил в том бою всего лишь один бомбардировщик. Но это «всего лишь» дорогого стоило — остальные, в панике побросав бомбы где попало, бежали от этого «сумасшедшего русского». Стало быть, главное — защита своих — было сделано…
Истребитель ЛА-7, на котором закончил войну Иван Кожедуб. Фото: РИА Новости/ В. Шияновский
Другой вопрос — кого этот уроженец Черниговщины считал своими, а кого — нет. И тут гадать не приходится — Иван Никитович дал на него исчерпывающий ответ, когда принял свой последний бой. Состоялся он в год 45-го юбилея Великой Победы. Конкретно — 14 марта 1990 года.
Именно тогда Кожедуб произнёс свою речь на III внеочередном Съезде народных депутатов СССР: «Власти в некоторых республиках фактически свёртывают героикопатриотическое воспитание молодёжи. Зарастают травой могилы и воинские кладбища, разрушаются памятники участникам войны, предаются забвению их имена и подвиги…»
Иван Кожедуб. Фото: РИА Новости/ В. Малышев
Выступал за единство СССР
В2020 году Владимир Зеленский демонстративно отказался от празднования 100-летия знаменитого лётчика наУкраине. Ав 2024-м улицы Сум украсили плакаты «Почему Иван Кожедуб не ОК для украинских Сум?». Оказывается, потому, что он выступал за единство СССР, то есть «против независимости Украины». А ещё потому, что командовал советской авиадивизией, противостоявшей американским бомбардировщикам во время Корейской войны 1950–1953 годов, — наши лётчики сбили тогда более 217 самолётов противника, потеряв 27 своих. «Таким именам не место на карте нашего города», — решили украинские националисты. Что ж, они свой выбор сделали. А наш останется таким же, как и прежде. Иван Кожедуб — русский герой.
Сумчане позорно отказались от своего знаменитого земляка. Фото: соцсети Оцените материал
Leave a Reply