Сюжет Нападение ученика на школу в Одинцове


Трагедия, произошедшая в школе подмосковного Одинцова, возникла не на пустом месте, считает психолог Рената Бахтеева. Эксперт рассказала, где 15-летний подросток Тимофей К. мог «нахвататься» радикальной идеологии и почему впитал ее, не задумываясь.
Симптомы шизофрении
Напомним, утром 16 декабря в Одинцовском городском округе 15-летний десятиклассник Тимофей К. устроил резню в своей школе. В результате погиб ученик 4-го класса, и еще несколько человек, включая охранника, получили травмы. Эта трагедия вызвала широкий резонанс в обществе и повергла общественность в шок. Особого ужаса добавляет тот факт, что причиной убийства стала радикальная идеология, которой придерживался преступник с одержимостью сектанта.
«Я глубоко потрясена этой трагедией в Одинцовской школе. Считаю это не просто инцидентом, это огромная боль для семей, школы и всего общества. Подобные случаи всегда вызывают вопросы о психике подростка», — рассказала aif.ru психолог Рената Бахтеева.
Косвенно это подтверждается желанием Тимофея привлечь к преступлению, а тем самым и к себе, внимание. Ведь не просто так юный преступник опубликовал сперва «манифест», в котором он «оправдывал» свой поступок, а потом и видео убийства с камеры, закрепленной на шлеме. Психолог изучила эти материалы и пришла к выводу, что у юного злоумышленника не все в порядке с головой.
«Убеждена, что съемка преступления на видео и публикация манифеста — это крик о внимании. Возможно, здесь есть нарциссический компонент: желание „оставить след“ в истории, даже через ужас. В своем манифесте он упоминает выдуманные факты из так называемой „альтернативной истории“, и это может быть защитой от какой-то травмы. Если в реальной жизни мальчик чувствовал себя „жертвой“ из-за проблем в семье или школе, то он мог „переписывать прошлое“, чтобы оправдать агрессию. Такое поведение типично для подростков с посттравматическим стрессовым расстройством или депрессией, где гнев направлен либо во внутрь себя, либо во вне», — отметила Бахтеева.
Также психолог подчеркнула, что в своем «манифесте» Тимофей не только сбивчиво и агрессивно упоминает ложные исторические факты и конспирологические теории, но и радикальные трактовки этих выдуманных событий. По ее мнению, это может быть симптомом серьезных психических заболеваний.
«Конечно, это не диагноз, его ставят только с помощью экспертизы и при личном осмотре, но это может быть результатом искаженного восприятия реальности и бреда, то есть фиксированных ложных убеждений, не поддающихся коррекции. У подростков это часто проявляется как „бред преследования“ или „бред величия“, где человек видит себя „героем“ в вымышленной войне против „врагов“. В 15 лет мозг еще развивается, и пережитый стресс или травмы могут спровоцировать психотический эпизод. Это не „сумасшествие“ в бытовом смысле, а возможный симптом шизофрении, шизоаффективного расстройства или острого психоза — расстройств, где реальность смешивается с фантазиями», — предположила Бахтеева.
Единственный учитель
По мнению психолога, источников, откуда молодой человек мог нахвататься радикальной идеологии и свято в нее поверить, всего три, и один из них — интернет. По мнению Бахтеевой, в «промывке мозгов» школьника могут быть виноваты алгоритмы социальных сетей, которые предлагают наиболее экстремальный контент, чтобы задержать пользователя.
«В XXI веке источниками восприятия в первую очередь являются интернет и социальные сети. Подростки проводят онлайн до 7–9 часов в день, и алгоритмы платформ подталкивают их к эхо-камерам. Если мальчик ищет контент о „силе“, „защите нации“ или просто выражает агрессию в комментариях, ему начнут предлагать радикальные группы, видео и мемы. Это не случайность, это бизнес-модель, где радикальный контент держит внимание дольше. А если мальчик был изолирован, одинок, оставался без поддержки или становился жертвой травли, то интернет мог стать единственным „учителем“», — подчеркнула она, добавив, что не стоит снимать ответственности с семьи и окружения.
Психолог объяснила, что в возрасте 13-17 лет подростки переживают гормональное «бурление», и у мальчиков из-за тестостерона повышается импульсивность и агрессия, в то время как префронтальная кора мозга, отвечающая за контроль и планирование, еще не до конца сформирована. Из-за этого юноши в этом возрасте особенно уязвимы для разного рода радикальных идей.
«Это делает подростков „губками“ для идей, они ищут смысл, героев и группу, чтобы почувствовать себя значимыми. Гормональный шторм усиливает эмоциональные реакции, такие как страх и гнев, вынуждает искать „врагов“. И это делает их восприимчивыми к пропаганде, где обещают „справедливость“ или „силу“», — объяснила Бахтеева.
Потому психолог призвала родителей и окружение подростков проявлять бдительность, ведь эту беду можно победить. Далеко не все молодые люди, столкнувшиеся с радикальным контентом и экстремисткой пропагандой, принимали ее на веру. Защитой от такого должна становиться любящая семья, интересное хобби и занятия спортом.
«Важно следить за активностью ребенка в интернете, не запрещая его целиком, а объясняя увиденное. Обязательно развивать у подростков критическое мышление и давать им здоровые способы выражения агрессии. При первых же признаках, вроде замкнутости и радикальных постов, необходимо обращаться к специалистам. Случившаяся трагедия — это сигнал. Уделяя внимание детям, мы сможем избежать подобного», — резюмировала специалист.
Оцените материал
| Подписывайтесь на АиФ в
MAX |

Leave a Reply