ИнфоВес

ИнфоВес — Новости Мира

На высоте. Лётчик-испытатель рассказал, как не подвести тех, кто на земле

Еженедельник «Аргументы и Факты» № 51. Сколько ещё проработают просроченные банковские карты системы «Мир» 17/12/2025

9 декабря, в День героев Отечества, получив из рук Владимира Путина звезду Героя, лётчик-испытатель Леонид Чикунов поблагодарил президента за то, что при нём у пилотов появилась возможность летать «практически каждый день, иногда и по субботам, и по праздникам», в то время как «в ­1990-е испытатели зачастую вынуждены были работать грузчиками и таксистами».

С начала 1990-х мы ещё держались на резервах ­1970–1980-х годов. Потом они иссякли. Испытаний почти не было. Лётчики порой работали и таксистами, и грузчиками, чтобы выжить. — Леонид Чикунов

6 декабря Леониду Викторовичу исполнилось 65 лет. На пенсию не собирается, равняясь на коллег, которые и в семьдесят с лишним летали на сверхзвуковых МиГ-29 и МиГ-35. О судьбе лётчика на стыке XX и XXI веков – его первое в жизни большое интервью для «АиФ».

Экипаж сгинул в африке

Мария Позднякова, aif.ru: в чём главная причина кризиса 1990-х в авиапроме?

Леонид Чикунов: в страну хлынули «боинги» и «эйрбасы». «Эффективные» реформаторы решили: незачем нам свои самолёты, будем летать на тех, которые купим. Так иностранцы за наш счёт стали развивать свою авиапромышленность. Сначала сплавили нам б/у самолёты. Потом мы стали закупать уже новые для национального перевозчика – «Аэрофлота». А наша авиация в это время тихо умирала без финансирования.

Я выразил президенту глубочайшую признательность, что при нём наша авиапромышленность начала вставать с колен. Мы сами стали себя уважать, и в мире стали к нам относиться совершенно иначе. — Леонид Чикунов

С начала 1990-х мы ещё держались на резервах ­1970–1980-х годов. Потом они иссякли. Испытаний почти не было. Лётчики порой работали и таксистами, и грузчиками, чтобы выжить. Я ночами самолёты транспортные разгружал, которые летали в Китай, Дубай, Шарджу. Зарабатывал лётный состав и командировками на Ближний Восток и в Африку. Самолёт Ан-12 нашего ЛИИ работал по договору аренды в Анголе. Экипажи ездили туда по очереди. Так в 1998-м я попал в Луанду. И узнал, что произошёл вооружённый захват нашего Ан-12 на рейсе, когда владелец алмазного рудника (португалец) вёз партию сырых алмазов в столицу. Следы самолёта потерялись, а наш экипаж так и сгинул. Если бы приехал чуть раньше, попал бы на тот рейс.

9 декабря 2025. Президент РФ Владимир Путин вручает медаль «Золотая Звезда» Героя Российской Федерации командиру летного отряда, летчику-испытателю компании «Яковлев» Леониду Чикунову на торжественном мероприятии по случаю празднования Дня Героев Отечества. Фото: РИА Новости/ Гавриил Григоров

Возвращение в небо

– В СССР была малая, регио­нальная и магистральная авиация. Что сейчас?

– Малая, когда Ан-2 летал от деревни к деревне, мог взлететь в поле и сесть на опушке, её, увы, почти нет. Хотя она крайне необходима в нашей Сибири, на северах, где, например, летом в труднодоступные районы можно добраться по реке, зимой – по льду, а в межсезонье – только по воздуху. Региональная, к счастью, возрождается с «Суперджетом», а магистральная – с МС-21

Поэтому я и выразил президенту глубочайшую признательность, что при нём наша авиапромышленность начала вставать с колен. Мы сами стали себя уважать, и в мире стали к нам относиться совершенно иначе.

– Вы ведь участвовали в работе над первым в новейшей истории России отечественным пассажирским лайнером.

– Да, в 2008-м, впервые с конца 1980-х годов, то есть за четверть века (!), в небо поднялся первый новый успешный пассажирский лайнер, спроектированный и созданный в России. Это был «Суперджет». Первым пилотом был Александр Яблонцев, вторым – ваш покорный слуга. Главный конструктор машины – легендарный Юрий Викторович Ивашечкин, который ушёл в этом сентябре в возрасте 91 года. Он же конструктор нашего непревзойдённого штурмовика Су-25, который успешно летает до сих пор. И полноценно принимает участие в боевых действиях СВО.

Ивашечкин стоял на аэродроме Дзёмги в Комсомольске-на-Амуре 19 мая 2008 года и благословил нас на первый полёт «Суперджета». Для первого вылета машины погодные условия ограничиваются ветром 5 м/с. Но когда шли на посадку, разразилась гроза, и ветер от 15 до 20 м/с, что на грани эксплуатационных ограничений. Но самолёт не подвёл. И мы вместе с ним. В 2011-м «Суперджет» получил два сертификата – российский и европейский.

Старший летчик-испытатель «Гражданских самолетов Сухого» Александр Яблонцев (на первом плане) и летчик-испытатель Леонид Чикунов (на втором плане), пилотировашие новейший российский гражданский лайнер «Суперджет-100», который совершил свой первый полет. Самолет поднялся с взлетно-посадочной полосы на производственной площадке в Комсомольске-на-Амуре и провел в воздухе 1 час 5 минут. Фото: РИА Новости

– Чем ценен европейский сертификат?

– С ним самолёты могут закупать другие страны, чтобы ставить на свои национальные авиалинии. «Суперджет» летает в Мексике, Индонезии, Таиланде и в других странах. После начала СВО европейцы наложили санкции на свои самолёты, которые Россия брала у них в лизинг. На них мы летать по миру уже не можем. А на «Суперджете» – пожалуйста.

С самолётом надо обращаться нежно, как с любимой девушкой. Тогда он будет слушаться и плавно летать. Важно, чтобы лётчик все тумблеры, кнопки, рычажки, органы управления и контроля мог находить с закрытыми глазами. — Леонид Чикунов

– «Суперджет» критиковали за импортные комплектующие.

– Раньше двигатель мы выпускали совместно с французами, теперь он полностью российский ПД-8. В ситуации конца 90-х и начала нулевых, при том развале промышленности было невозможно производить все детали у нас.

Самолёт – как девушка

– Леонид Викторович, как вы сами стали лётчиком-испытателем?

– Родился в Ленинграде. С детского сада хотел быть космонавтом или лётчиком. После школы со второго раза поступил в Харьковское высшее военное авиационное училище. После окончания училища в ­1983-м прослужил 9 лет. В 1992-м поступил в Школу лётчиков-испытателей имени Федотова, которое относилось уже к Министерству промышленности, ушёл в запас в звании гвардии капитана ВВС.

Леонид Чикунов с детского сада хотел быть космонавтом или лётчиком. Фото: РИА Новости/ Алексей Никольский

– Владимир Путин выразил восхищение работой лётчиков. А что в этой работе главное?

– С самолётом надо обращаться нежно, как с любимой девушкой. Тогда он будет слушаться и плавно летать. Важно, чтобы лётчик все тумблеры, кнопки, рычажки, органы управления и контроля мог находить с закрытыми глазами. А самая главная задача – это привести обратно на аэродром свою машину, в которой заложен труд десятков тысяч людей со всей страны. Только на заводе в Комсомольске-на-Амуре, где я работал на лётно-испытательной станции, трудятся 20 тысяч человек.

– Вы отпраздновали 65-летие. Какие возрастные ограничения для лётчиков-испытателей?

– На ильюшинской фирме работали 2 заслуженных лётчика-испытателя – Александр Комаров и Владимир Иринархов. Они летали до 75 лет. А на Луховицком заводе на сверхзвуковых МиГ-29 и МиГ-35 заслуженный лётчик-испытатель Геннадий Скоромнов летал до 73 лет. В 2003 году я был в командировке в США, на выставке в Ошкоше, где провожали на пенсию лётчика Чарльза Йегера, который в 1947 году первым в истории преодолел звуковой барьер. Ему тогда исполнилось 80 лет.

– Известие о награждении было для вас неожиданным?

– Разговор об этом шёл с 2008-го. Так что сейчас это было немного ожидаемо и много неожиданно (улыбается).

Я считаю, что в дружественных странах – Китае, Индии, КНДР, Белоруссии и других – мы можем покупать детали, если они будут хорошего качества. Тем более в Индии собираются наладить сборочное производство «Суперджета». — Леонид Чикунов

– В СССР был принцип – всё, что летает, должно на 100% быть сделано дома. Согласны с этим?

– Сложно сказать. Раньше самолёты были на несколько порядков проще. Во время Великой Отечественной пчеловод мог купить самолёт и подарить фронту. И машины делали десятками тысяч, а сейчас – просто десятками. И они безумно выросли в ценах. И заметьте, в той же Европе строят одну-единственную машину – «Эйрбас», комплектующие для которой производятся во многих странах.

Американцы строят «Боинг», но комплектующие делаются по всему миру: где дешевле, где качественнее. А в Америке делают «сердце машины» – двигатели и систему управления. К слову, титан для «Боинга», без которого машина не будет летать, производит Россия. Я считаю, что в дружественных странах – Китае, Индии, КНДР, Белоруссии и других – мы можем покупать детали, если они будут хорошего качества. Тем более в Индии собираются наладить сборочное производство «Суперджета». Но это не должно касаться принципиальных систем. Двигатель и силовой набор должны производиться в России.

Оцените материал

Подписывайтесь на АиФ в  

MAX

Источник aif.ru

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *