Еженедельник «Аргументы и Факты» № 51. Сколько ещё проработают просроченные банковские карты системы «Мир» 17/12/2025

165 лет назад родился человек, который первым протянул руку помощи тем, кого тогда изолировали и старались не замечать, — умственно отсталым детям.
Январь 1911-го. Университетская среда бурлит, профессора и приват-доценты возмущены циркуляром министра народного просвещения Кассо — он требует мелочного надзора за студентами и унизительных доносов. В знак протеста 130 ведущих учёных Московского университета уходят в отставку, и среди них специалист по неврологии Григорий Россолимо.
У него нет состояния, есть только трудовые сбережения, скопленные годами преподавания и клинической практики. И на эти деньги врач создаёт первое в России учреждение для детей с отклонениями в развитии. Его друзья и ученики работают в нём безвозмездно. Спустя годы Россолимо передаст свой Институт детской психологии и неврологии в дар Московскому университету, в котором трудился почти всю жизнь.

Григорий Россолимо. Фото: Public Domain
В дебрях юной психики
Если бы Григория Ивановича Россолимо попросили составить психологический профиль самого себя по его знаменитой методике, график взмыл бы вверх по всем одиннадцати параметрам. Педагог, невропатолог, психиатр, пионер нейрохирургии, основоположник отечественной дефектологии, изобретатель, полиглот, говоривший на восьми языках, друг Чехова и врач Толстого… Всё это один человек, для которого анатомия нервной системы была неотделима от тайн души.
Грек по происхождению, внук моряка с острова Кефалония, спасшегося при кораблекрушении возле Одессы и оставшегося там жить, Григорий Россолимо приехал в Москву в 1879-м. Окончив медицинский факультет Московского университета, стал не просто врачом, а исследователем. Ещё будучи студентом, опубликовал две научные работы, а начиная с 4-го курса трудился в клинике под руководством своего учителя Алексея Кожевникова, основателя московской неврологической школы.

Алексей Кожевников. Фото: Public Domain
Россолимо интересовали возрастная психология, нюансы психики взрослеющего человека. Исследуя их, он стремился проникнуть в сущность поведения детей. Достаточно взглянуть на названия некоторых его научных работ: «План исследования детской души», «К вопросу о душевных катастрофах в юношеском возрасте», «Страх и воспитание»… Кстати, о последней. Наблюдая за детьми, систематизируя и квалифицируя формы их страхов, учёный пришёл к выводу, что принятая в школах того времени система воспитания, основанная на запугивании, травмирует психику и нервную систему ребёнка. А покалеченная сызмальства душа грубеет и ожесточается — в результате общество получает потенциальных насильников и убийц.
Обратная сторона «слабоумия»
Но больше всего Россолимо беспокоила проблема психически больных и умственно отсталых детей, которых тогда называли «дефективными» и старались не замечать. И уж тем более не старались чему-то их обучать. Врач первым разработал метод, который позволял определить, насколько нарушен интеллект ребёнка, и составил программу наблюдений (тот самый «План исследования детской души»), которая вскоре была признана и в Европе.
Россолимо нашёл связь между отклонениями в поведении ребёнка и уровнем развития его психических функций. Чтобы нарисовать целостную картину личности, разработал метод её исследования, принёсший ему мировую известность. Он получил название «Психологические профили». Личность оценивалась по 11 параметрам: воле, вниманию, разным видам памяти, воображению, наблюдательности и пр. Результат наносился на график — это и был «психологический профиль», позволявший направить ребёнка в подходящее учебное заведение, где он мог раскрыться.
«Это были не сухие диаграммы, а скорее попытки зафиксировать то, что ускользало от обычного взгляда, — объясняет клинический психолог Алина Давыдова. — В начале XX века, кoгда таких детей чаще изoлирoвали, чем изучали, Григорий Иванович взялся измерять их память, внимание, вoлю — но вовсе не для тoгo, чтoбы пoставить на них крест, а чтoбы найти ключи к их oбучению. Егo метoд напoминал составление карты неизвестной местности: вoт здесь oбрыв (допустим, слабая память на цифры), а здесь неoжиданный пoдъём (яркие спoсoбнoсти к рисoванию).
С oднoй стoрoны, есть стрoгие цифры: одиннадцать параметрoв, oценённых пo 10-балльнoй шкале, сравнения пo вoзрасту, пoлу, степени oтсталoсти… А с другoй — пoнимание, чтo за этими цифрами стoят живые дети, чьи «дефекты» частo oказывались перекoсoм развития, но не егo oтсутствием. Россолимо фиксирoвал, как у oднoгo «слабoумнoгo» пoдрoстка неoжиданнo прoявлялась фенoменальная механическая память, а у другoгo — при oбщей затoрмoженнoсти — вдруг вспыхивала «недетская глубина эмoций».

Григорий Россолимо. Фото: Public Domain
В 1917-м учёный вернулся в Московский университет после 6-летнего отсутствия и возглавил кафедру нервных болезней, основанную его учителем Кожевниковым. А метод «психологических профилей» нашёл неожиданное применение в новой, бурлящей энергией стране. Задуманный для изучения детской индивидуальности, теперь он помогал строить коллективное будущее, подбирая нужных людей на подходящие им места.
Благодаря Григорию Россолимо были разработаны тесты для профессионального отбора авиаторов и командного состава Красной армии, а впоследствии его метод пригодился в космической медицине — с его помощью отбирали тех, кто был готов шагнуть к звёздам.

Могила Григория Россолимо на Новодевичьем кладбище в Москве. Фото: Public Domain
«Страдающий человек» как особая разновидность
Сокурсником и другом Россолимо был Антон Павлович Чехов. Когда писатель отошёл от медицины, он направлял к своему приятелю некоторых пациентов. А земского врача Овчинникова в рассказах Чехова зовут так же, как и Россолимо, — Григорием Ивановичем.
Россолимо «пользовал» (в старину это значило «лечил») и другого знаменитого писателя — Льва Толстого, бывая у того в Ясной Поляне. Дружба с литераторами-гуманистами многое говорит о докторе: как и они, он видел в человеке целый мир, страдающую личность. «Врачу в своей деятельности приходится считаться… со страдающим человеком как с особой психологической разновидностью», — писал он. Не зря Чехов называл Россолимо «врач-человек».
Одним из первых он применил методы хирургии в изучении опухолей мозга, изобрёл и сконструировал несколько приборов. А также описал патологический сгибательный рефлекс, впоследствии названный его именем. Он широко применяется в клинике нервных болезней.
Оцените материал
| Подписывайтесь на АиФ в
MAX |

Leave a Reply