
Содержание:
- Почему нельзя пользоваться мобильным телефоном при взлете и посадке?
- Зачем нужно пристегивать ремни безопасности даже когда не трясет?
- Где находятся кислородные маски и зачем они вообще выпадают?
- Почему нет парашютов для пассажиров?
- Почему в самолете нельзя курить, хотя в туалетах есть пепельницы?
- Что будет, если все-таки покурить в самолете?
- Почему в ручную кладь нельзя брать жидкости более 100 мл?
- Почему нельзя брать в самолет пауэрбанки больше 30 000 мАч?
- Как работает туалет в самолете, все выливается в небо?
- Если разбился иллюминатор, всех засосет наружу?
- Что происходит, если на борту начинаются роды?
- Что происходит, если человек умер на борту?
- Почему один и тот же маршрут туда и обратно может занимать разное время?
- Какое место самое безопасное в самолете?
- Можно ли пересесть в бизнес-класс, если там свободно?
Когда садишься в самолет, кажется, что впереди просто полет и немного отдыха. Но уже на борту начинается целая череда странных правил. Нужно выключить телефон, поднять спинку кресла, открыть шторку иллюминатора и не вставать при взлете. Кто-то воспринимает это как формальность, а кто-то искренне не понимает, зачем все эти мелочи.
На самом деле за каждым пунктом бортового этикета стоит четкая логика. Пилоты и бортпроводники объясняют, что даже самые на первый взгляд нелепые ограничения придуманы не случайно. Они связаны с безопасностью, психологией и техническими особенностями полета.
Разбираем самые необычные и вызывающие вопросы правила, которые действуют на борту: почему их соблюдение важно и что о них говорят сами пилоты и члены экипажа.
Почему нельзя пользоваться мобильным телефоном при взлете и посадке?
Многие пассажиры до сих пор удивляются, почему нужно выключать телефон или переводить его в авиарежим при взлете и посадке. Кажется, что современные самолеты давно защищены от любых помех, но авиакомпании продолжают напоминать об этом правиле перед каждым рейсом.
Пилоты объясняют, что главная причина в безопасности. Во время взлета и посадки экипаж работает в самом напряженном режиме: контролирует скорость, угол подъема, давление и погодные условия. Любые помехи радиосигнала, даже самые слабые, могут повлиять на связь между кабиной и диспетчером. Современные системы защиты минимизируют риск, но полностью исключить его нельзя, особенно если в салоне десятки активных устройств.
Есть и психологическая причина. Взлет и посадка — это самые ответственные этапы полета. Если что-то произойдет, бортпроводники должны иметь возможность быстро обратиться к пассажирам и получить реакцию. Телефоны и наушники отвлекают, а человек может не услышать важную инструкцию.
Кроме того, в эти минуты самолет движется под углом, и любая вещь, оставленная на коленях или в руках, может упасть. Поэтому стюардессы просят убрать гаджеты в карман кресла не из вредности, а чтобы никто не получил травму.

Любые помехи радиосигнала, даже самые слабые, могут повлиять на связь между кабиной и диспетчером. Фото: freepik.com
Зачем нужно пристегивать ремни безопасности даже когда не трясет?
На борту нередко можно услышать: «Зачем пристегиваться, ведь самолет летит ровно и спокойно?» Многие пассажиры расстегивают ремни, как только гаснет табло, не задумываясь, что турбулентность может начаться в любую секунду.
Пилоты объясняют это просто: не все зоны турбулентности видны на радарах. Иногда самолет попадает в так называемую «чистую» турбулентность: там нет облаков, небо кажется спокойным, но воздушные потоки резко меняются. В такие моменты лайнер может встряхнуть так, что непристегнутый человек буквально взлетает с кресла.
Бортпроводники часто рассказывают, что именно при внезапных колебаниях получают травмы те, кто не был пристегнут. Удар головой о потолок или соседнее сиденье может закончиться госпитализацией. Даже если ремень слегка ослаблен, он все равно удерживает тело от рывков и помогает избежать травм.
Ремень безопасности в самолете не ограничивает движения, но защищает так же, как в автомобиле. Поэтому пилоты советуют пристегиваться всегда, даже когда табло не горит. Это простое действие занимает секунду, но именно оно делает полет безопасным.

Турбулентность может начаться в любую секунду. Фото: freepik.com
Где находятся кислородные маски и зачем они вообще выпадают?
Маски, которые внезапно падают с потолка в экстренных ситуациях, кажутся чем-то из кино. Многие пассажиры уверены, что увидеть их в реальности невозможно. Но пилоты и бортпроводники объясняют, что система срабатывает автоматически и может спасти жизнь, если давление в салоне резко упадет.
Во время полета самолет находится на высоте около 10–12 километров, где кислорода слишком мало для дыхания. В салоне поддерживается искусственное давление, комфортное для человека. Если по какой-то причине герметичность нарушается, уровень кислорода падает за секунды. Тогда автоматика открывает панели над сиденьями и выпускает маски.
Важно действовать сразу: надеть маску на себя и только потом помочь другому, даже если это ваш ребенок. Это не проявление эгоизма, а элемент безопасности. Потеря сознания от гипоксии может наступить за 15–20 секунд, и помочь другим уже не получится.
Маски снабжены маленькими генераторами кислорода, которые работают около 10–15 минут, этого времени достаточно, чтобы пилоты снизили высоту до безопасного уровня. Поэтому, если маски выпадут, не нужно паниковать: значит, система работает так, как должна.

Маски, которые внезапно падают с потолка в экстренных ситуациях. Фото: istockphoto.com/ Hispanolistic
Почему нет парашютов для пассажиров?
Этот вопрос задают почти все, кто впервые задумывается о безопасности полетов. Кажется логичным: если самолет падает, почему бы просто не выдать каждому парашют? Но пилоты объясняют, что идея красивая только на словах, на практике она невозможна.
Во-первых, самолет летит на высоте около 10 километров и со скоростью свыше 800 километров в час. На таких высотах температура за бортом ниже минус 50 градусов, а давление настолько низкое, что человек без защитного костюма не сможет дышать. Прыжок без специальной подготовки и экипировки закончился бы мгновенной потерей сознания.
Во-вторых, чтобы покинуть самолет, нужна широкая дверь и время на организацию прыжка. В гражданских лайнерах двери устроены так, что их невозможно открыть на высоте из-за перепада давления. Даже если теоретически предположить аварийное снижение, упорядоченно выпрыгнуть из лайнера с сотней пассажиров просто нереально.
В-третьих, каждый парашют весит несколько килограммов. Если умножить это на количество мест, самолет стал бы тяжелее на несколько тонн, а стоимость билетов выросла бы в разы.
Пилоты говорят, что система безопасности устроена по другому принципу: самолет не должен «падать», а в случае неисправности экипаж делает все, чтобы посадить его на землю или на воду. Современные лайнеры проектируются так, чтобы выдерживать серьезные повреждения, а экипажи проходят постоянные тренировки по аварийным ситуациям. Именно поэтому парашют пассажиру не нужен: безопасность обеспечивается еще до того, как самолет взлетит.

Прыжок без специальной подготовки и экипировки закончился бы мгновенной потерей сознания. Фото: istockphoto.com/ Grigorenko
Почему в самолете нельзя курить, хотя в туалетах есть пепельницы?
Запрет на курение в самолетах действует уже десятилетия, но многих до сих пор удивляет, почему тогда в туалетах оставили пепельницы. Кажется нелогичным: курить нельзя, но место для окурка есть. На самом деле тут все продумано с точки зрения безопасности.
Пилоты и бортпроводники объясняют, что наличие пепельницы — не приглашение, а страховка. Несмотря на строгий запрет и штрафы, иногда кто-то пытается нарушить правило. Если такой человек все же закурит, у него должно быть безопасное место, куда выбросить окурок. Если бросить его в мусорный бак, где лежат бумажные полотенца, может возникнуть пожар, а в замкнутом пространстве самолета это чрезвычайно опасно.
Курение на борту запрещено не только из-за запаха или дискомфорта для соседей. Главная причина в риске возгорания и нарушения работы систем вентиляции. Дым быстро распространяется по салону, попадает в датчики, может вызвать ложную тревогу или отключение электроники.
Кроме того, курящий пассажир отвлекает экипаж и ставит под угрозу безопасность других. Поэтому авиакомпании сохранили пепельницы именно как элемент защиты: если кто-то нарушит правило, ущерб будет минимальным.
Бортпроводники признаются, что такие случаи все еще случаются, но датчики дыма в туалетах позволяют быстро выявить нарушителя.

Курение на борту запрещено не только из-за запаха или дискомфорта для соседей. Фото: istockphoto.com/ tomwald
Что будет, если все-таки покурить в самолете?
Если кто-то решит нарушить правило и закурить в самолете, последствия будут серьезными. И речь не только о штрафах.
Сначала сработает система дымовых датчиков. Они установлены в каждом туалете и мгновенно реагируют даже на небольшое количество дыма. Бортпроводники сразу получают сигнал и приходят проверить, что происходит. Попытки закрыть датчик пленкой, пакетом или водой тоже бесполезны: система устроена так, что она все равно фиксирует изменение потока воздуха.
После этого нарушителя ожидает разбирательство. По российским и международным авиационным правилам курение на борту считается административным правонарушением, а иногда даже угрозой безопасности полета. По прибытии в аэропорт пассажира-нарушителя встречает полиция.
Штрафы могут достигать сотен тысяч рублей, если потребовалась экстренная посадка, а в некоторых странах нескольких тысяч долларов. Также курение вынуждает авиакомпанию предпринимать дополнительные меры, и такого пассажира имеют право внести в черный список. Это значит, что ему больше не продадут билет ни на один рейс перевозчика.
Почему в ручную кладь нельзя брать жидкости более 100 мл?
Ограничение на жидкости в ручной клади — одно из самых непонятных правил для пассажиров. Почему именно 100 мл, а не 150 или 200? На самом деле этот лимит появился не из-за прихотей авиакомпаний, а по соображениям безопасности.
Пилоты и службы авиационной безопасности объясняют, что правило появилось после попытки теракта в 2006 году, когда злоумышленники планировали пронести на борт компоненты жидкой взрывчатки, замаскированные под напитки и косметику. После этого во всех странах установили единый стандарт: каждая емкость с жидкостью не должна превышать 100 мл, а общий объем таких емкостей не более одного литра.
Кроме того, все флаконы нужно сложить в прозрачный пластиковый пакет, чтобы их можно было быстро осмотреть на контроле. Это помогает сотрудникам аэропорта визуально убедиться, что внутри нет подозрительных веществ.
Бортпроводники признаются, что чаще всего пассажиры недоумевают, почему нельзя взять большую бутылку воды. Но правила едины для всех, даже для воды, духов или шампуня. При этом после прохождения контроля напитки можно купить уже в зоне вылета и спокойно взять с собой в салон.
Почему нельзя брать в самолет пауэрбанки больше 30 000 мАч?
Пауэрбанки кажутся безобидными, но на борту к ним относятся почти так же строго, как к огню. Пилоты и службы безопасности объясняют: дело не в размерах, а в типе аккумулятора. Все современные внешние батареи работают на литий-ионных элементах, которые могут перегреться и воспламениться при повреждении или коротком замыкании.
Чтобы снизить риск, Международная организация гражданской авиации установила ограничение по емкости: не более 100 ватт-часов (это примерно 27–30 тысяч мАч при стандартном напряжении 3,6–3,7 В). Если емкость выше, устройство потенциально опасно: при возгорании его невозможно потушить водой, а распространение дыма в замкнутом салоне может вызвать панику.
Пауэрбанки также запрещено перевозить в зарегистрированном багаже. В трюме нет доступа экипажа, поэтому если аккумулятор загорится, тушить будет некому. В ручной клади бортпроводники смогут быстро заметить дым, использовать огнетушитель и изолировать устройство.
Некоторые авиакомпании разрешают брать батареи до 160 ватт-часов, но только по предварительному согласованию. Обычно это касается профессионального оборудования: дронов, фотоаппаратуры или медицинских приборов.
Пилоты советуют всегда проверять маркировку на корпусе: там указана емкость в ватт-часах. Если цифра не видна, сотрудники досмотра могут не пропустить устройство. Так что безопаснее брать компактный пауэрбанк до 30 000 мАч, его без проблем пропустят на контроль, но использовать устройство в полете нельзя.

Пауэрбанки кажутся безобидными, но на борту к ним относятся почти так же строго, как к огню. Фото: freepik.com
Как работает туалет в самолете, все выливается в небо?
Туалет в самолете одно из самых загадочных мест на борту. Кажется, что отходы просто «улетают вниз», но на самом деле система устроена намного сложнее и безопаснее.
Современные лайнеры используют вакуумную систему. Когда пассажир нажимает кнопку смыва, клапан открывается, и сильный поток воздуха буквально засасывает содержимое чаши в специальные герметичные баки, расположенные в нижней части самолета. Вся операция занимает секунду и требует минимального количества воды, обычно всего около полулитра.
Воздух движется со скоростью почти 300 километров в час, поэтому ничего не успевает попасть наружу. Все отходы остаются внутри бака, где смешиваются с дезинфицирующей жидкостью, нейтрализующей запахи и бактерии. После посадки самолет подключают к сервисной машине, и содержимое аккуратно откачивают на земле.
Пилоты объясняют, что сброс чего-либо в небо невозможен: клапаны снабжены двойной блокировкой и не открываются в полете. Любые слухи о «ледяных кусках», падающих с неба, лишь старые истории времен первых реактивных самолетов.
Бортпроводники добавляют, что система очень надежна, но чувствительна к посторонним предметам. Попытка бросить в унитаз бумажные полотенца, подгузники или упаковку может привести к засору, ликвидировать который в полете не получится, и туалет просто закроют.

Туалет в самолете одно из самых загадочных мест на борту. Фото: istockphoto.com/ kool99
Если разбился иллюминатор, всех засосет наружу?
Этот вопрос кажется фантастическим, но он действительно волнует многих пассажиров. Иллюминаторы в самолете выглядят хрупко, особенно если вспомнить, на какой высоте летит лайнер. Однако пилоты уверяют: шанс, что иллюминатор разобьется, практически нулевой.
Каждое окно состоит из нескольких слоев прочного акрила и выдерживает перепады давления, температуру до минус 60 и даже попадание мелких частиц льда. Наружный слой самый крепкий, внутренний нужен для защиты от царапин и шума. Иногда можно заметить маленькое отверстие в нижней части окна, оно регулирует давление между слоями, чтобы наружная панель принимала основную нагрузку.
Если же теоретически представить, что иллюминатор все-таки разрушился, давление в салоне начнет резко падать. Воздух действительно устремится наружу, но не так, как показывают в фильмах. Пассажиров не «высасывает» мгновенно, а поток воздуха быстро выравнивается. В этот момент автоматическая система выпускает кислородные маски, а пилоты снижают высоту до безопасного уровня.
Бортпроводники рассказывают, что за всю историю пассажирской авиации подобные случаи единичны, и даже тогда экипаж справлялся с ситуацией. Так что бояться нечего: иллюминаторы одна из самых прочных деталей самолета, рассчитанная на все возможные нагрузки.

Шанс, что иллюминатор разобьется, практически нулевой. Фото: freepik.com
Что происходит, если на борту начинаются роды?
Такие случаи редки, но все же происходят. Иногда женщина не успевает изменить планы или не знает, что беременна, и роды начинаются прямо во время полета. Для экипажа это экстренная, но не безнадежная ситуация, у них есть четкий алгоритм действий.
Бортпроводники проходят базовую медицинскую подготовку и умеют принять роды при необходимости. В аптечке самолета есть стерильные перчатки, пеленки, ножницы и даже зажимы для пуповины. Если на борту оказывается врач, экипаж просит его помочь и выделяет отдельное пространство, чаще всего заднюю часть салона.
Пилоты связываются с диспетчерами и медиками на земле, чтобы получить инструкции и, если нужно, изменить маршрут. В зависимости от ситуации самолет может совершить экстренную посадку в ближайшем аэропорту, где уже ждут скорая и акушеры.
Появление ребенка на борту событие редкое, но не уникальное. По статистике, во всем мире фиксируется около 50 таких случаев в год. Иногда авиакомпании дарят новорожденным бесплатные перелеты или почетные свидетельства «рожденных в небе».
Что происходит, если человек умер на борту?
Такой вопрос звучит мрачно, но пассажиры задают его часто. Смерть на борту, хоть и редкость, действительно может произойти, особенно на длительных рейсах. Пилоты и бортпроводники проходят специальное обучение, чтобы действовать спокойно и уважительно в подобных ситуациях.
Если пассажиру внезапно становится плохо, бортпроводники сразу вызывают медиков среди путешествующих, часто на борту кто-то оказывается врачом. При необходимости экипаж использует аптечку и дефибриллятор, а пилоты связываются с наземными медиками. Если человек умирает, капитан принимает решение, куда совершить экстренную посадку в зависимости от маршрута и расстояния до ближайшего аэропорта.
Когда посадка невозможна (например, самолет над океаном), тело остается в салоне. Бортпроводники стараются переместить умершего в менее заметное место, чаще всего на свободный ряд в хвостовой части самолета и накрывают пледом. Пассажиров при этом стараются не тревожить, чтобы избежать паники.
По прибытии экипаж передает тело и документы полиции и медслужбе. Для авиакомпаний это стандартная процедура, прописанная в инструкциях, а для экипажа тяжелый, но рабочий момент.
Пилоты говорят, что такие случаи крайне редки. Авиация давно выстроила четкий порядок действий, и экипаж всегда старается сделать все максимально тактично с уважением к человеку и без лишнего шума для остальных пассажиров.

Если пассажиру внезапно становится плохо, бортпроводники сразу вызывают медиков среди путешествующих, часто на борту кто-то оказывается врачом. Фото: freepik.com
Почему один и тот же маршрут туда и обратно может занимать разное время?
Многие замечают, что самолет летит туда три часа, а обратно почти четыре, хотя расстояние одинаковое. Кажется странным, но пилоты объясняют: дело не в маршруте, а в ветре.
На больших высотах дуют сильные воздушные потоки, их называют струйными. Это мощные ветра, которые тянутся на тысячи километров и могут достигать скорости более 200 километров в час. Если самолет летит по направлению ветра, он как бы «подхватывается» потоком и движется быстрее. А вот при обратном курсе тот же поток становится встречным и замедляет лайнер.
Иногда разница во времени полета может достигать целого часа, особенно на дальних маршрутах. Планируя рейсы, авиакомпании учитывают прогноз ветров и составляют оптимальные траектории, чтобы сэкономить топливо и сократить время.
Кроме ветра, влияют и другие факторы: погодные условия, маршруты обхода грозовых фронтов, загруженность воздушных коридоров. Иногда самолет вынужден делать более длинный путь, чтобы не пересекаться с другими рейсами или не попадать в зону турбулентности.
Так что когда на табло указано, что обратный перелет дольше, это не ошибка, просто воздух движется в другую сторону. Пилоты шутят, что летят не они медленнее, а ветер торопится не туда.

Если самолет летит по направлению ветра, он как бы «подхватывается» потоком и движется быстрее. Фото: freepik.com
Какое место самое безопасное в самолете?
Этот вопрос входит в десятку самых популярных у пассажиров. Все хотят знать, где безопаснее сидеть: у крыла, в хвосте или поближе к выходу. Пилоты и эксперты по безопасности отвечают, что абсолютной гарантии нет, но статистика дает некоторые подсказки.
Исследования крупных авиаперевозчиков и журнала Популярная механика показывают: при редких авариях наибольшие шансы на выживание были у тех, кто сидел ближе к хвосту самолета. Там сила удара и температура при возгорании обычно ниже, чем в передней части. Разница невелика, но в среднем она существует.
Тем не менее специалисты подчеркивают: многое зависит от характера инцидента. Если поврежден хвост, безопаснее центр, если нос — наоборот. Поэтому пилоты советуют не выбирать место по «суевериям», а обращать внимание на другое: как быстро можно добраться до аварийного выхода.
Лучше всего сидеть в пределах пяти рядов от него и заранее запомнить путь. Это повышает шансы выбраться, если произойдет что-то серьезное.
Бортпроводники добавляют: самое безопасное место там, где пассажир слушает инструкции, пристегивается, убирает вещи из прохода и следует указаниям экипажа. Тогда риск минимален, а шанс спокойно долететь до пункта назначения максимальный.

При редких авариях наибольшие шансы на выживание были у тех, кто сидел ближе к хвосту самолета. Фото: istockphoto.com/ gece33
Можно ли пересесть в бизнес-класс, если там свободно?
Это один из самых частых вопросов, особенно когда пассажир замечает свободные кресла впереди и думает: почему бы не пересесть? На первый взгляд кажется безобидным, но бортпроводники объясняют, что просто так пересаживаться в бизнес-класс нельзя.
Главная причина в правилах безопасности и учете пассажиров. Каждый билет привязан к конкретному месту, и экипаж должен точно знать, кто где находится. В случае экстренной ситуации или эвакуации эта информация жизненно важна. Если человек самовольно пересел, его могут посчитать пропавшим или перепутать при подсчете.
Есть и практическая сторона. Места бизнес-класса дороже, и авиакомпания не может позволить бесплатные «апгрейды», это несправедливо по отношению к тем, кто купил билет за полную стоимость. Даже если кресла пустуют, ими могут воспользоваться дежурные пилоты, командиры других рейсов или пассажиры с особым статусом, которым пересадку оформляют официально.
Иногда, если самолет летит полупустой, старший бортпроводник может разрешить пересесть, но только с одобрения командира экипажа. Обычно это делают по техническим причинам, например, чтобы сбалансировать вес в салоне.
Так что без разрешения лучше не занимать чужое место, даже если оно выглядит свободным.
Оцените материал
| Подписывайтесь на АиФ в
MAX |

Leave a Reply