
На выставке «Транспорт России» показали, как будет выглядеть плацкарт будущего. «АиФ» разложил по полкам старые и новые вагоны.
А почему, собственно, «плацкарт»? И как он появился?
Плацкартные вагоны «родились» еще до революции. Впрочем, в справочниках Царской России слово «плацкарт» (произошёл от немецких Platz — место и Karte — билет) отсутствует — всё потому, что мест с номерами тогда попросту не существовало. Появились они лишь с началом массового производства вагонов на Ленинградском заводе им. Егорова (те самые «егоровцы»): каждая полка получила номер, на который выписывалась плацкарта.
По словам председателя Общества любителей железных дорог, писателя Алексея Вульфова, с появлением плацкарты и вагоны стали называться плацкартными. Почему название коснулось только тех, что были некупейными? «Трудно теперь сказать, но такая уж сложилась традиция», — констатирует он.
Как эволюционировал плацкартный вагон?
Вульфов говорит: современный плацкартный вагон — это развитие классического жёсткого вагона III класса с местами для лежания, созданного ещё в 1892 году Ковровскими мастерскими (у него имелся вариант планировки 4+2 места в одном отделении, а вместимость составляла 54 пассажира).
В СССР вагон сначала «отцепили» от классификации, а после того, как в середине 60-х деревянные полки приобрели мягкую дерматиновую обивку — и от формулировки «жёсткий». Тогда же Калининский (Тверской) вагоностроительный завод наладил постоянный выпуск плацкартов, став их единственным производителем в Советском Союзе, а затем и в России.
ТВЗ (входит в Трансмашхолдинг) и приводит вагоны в соответствие с меняющимися стандартами комфорта — начиная от USB-разъёмов и заканчивая пеленальными столиками. А ещё в Твери создают инновационную линейку вагонов габарита Т (разработка специалистов «ТМХ-Инжиниринга» и ФПК).

Фото: АО «ТМХ»
Габарит Т: что это такое?
По сравнению со стандартным габаритом (1-ВМ) вагоны габарита Т длиннее на 73 см, шире на 28 см, а длина салона увеличена почти на 3 м. Всё это позволяет по-другому использовать полезную площадь.
Вагоны могут быть изготовлены как в плацкартном (макет представили на ноябрьской выставке-форуме «Транспорт России»), так и в купейном и штабном вариантах — их показывали летом на салоне «Pro//Движение. Экспо». Как сообщил тогда журналистам замглавы РЖД Иван Колесников, в перспективе на нашей железной дороге габарит Т станет основным.
«Если мы говорим об организации пространства, то габарит Т решает как минимум две задачи, которые не особо решаются в имеющихся параметрах. Первая — увеличение спального места. Вторая — более удобный проход, чтобы не протискиваться, а продвигаться к выходу, не доставляя никому неудобств», — утверждает транспортный аналитик Владислав Булгаков.
Чем примечателен этот новый плацкарт?
Итак, поперечные полки стали длиннее на 14 см и шире на 3 см, боковым добавили 10 и 4 см соответственно. За счёт увеличенного габарита удалось расширить проход (до 68 см), а главное — разместить ещё одно открытое купе на 4 места, что повысило вместимость вагона с 54 до 58 мест. При этом в вагоне появится дополнительное место для хранения, которое при необходимости можно переоборудовать в дополнительные 2 пассажирских места, увеличив пассажировместимость до 60 человек.
«И тут мы уже затрагиваем аспект ресурсной эффективности вагонного парка, экономику пассажирских перевозок, — продолжает Булгаков. — В целом работа над модернизацией плацкартных вагонов важна ещё и потому, что падения спроса на недорогие поездки не предвидится, а альтернативы плацкарту в текущих реалиях нет: пойти по пути массовых сидячих вагонов, как в Европе, мы не можем — не те расстояния. Когда мы говорим о поездах дальнего следования, то в подавляющем большинстве случаев без сна никак. Если спать станет удобнее — это можно только приветствовать. Плюс отмечу различные решения по организации личного пространства. Шторки, столики для пассажиров верхних полок, розетки USB — это всё слагаемые нашего комфорта».
Кстати, слагаемых в новом вагоне набрался приличный список: отдельная душевая, бесконтактное оборудование и пеленальные столики в туалетных комнатах, усовершенствованная конструкция лестницы на «верхний этаж», кипятильник непрерывного действия взамен пурифайера, столик для пассажиров верхних спальных мест, для каждого пассажира — свои подстаканники, продуманные места для размещения одежды и багажа.

Фото: АО «ТМХ»
Чем ещё вагон отличается от предшественников?
Заместитель генерального директора АО «ТМХ» по развитию пассажирского транспорта Александр Лошманов говорит, что в вагоне был улучшен целый ряд технических характеристик: «Он сделан по системе централизованного энергоснабжения: питание всех основных систем происходит в непрерывном режиме, соответственно, все сервисы будут доступны постоянно».
Кроме того, Лошманов выделяет непростую задачу, стоявшую перед производителем, — использовать в конструкции будущего вагона прежде всего отечественную компонентную базу. «Она была решена», — подчёркивает он.
Макет показан. А что дальше? Когда пассажиры увидят новый плацкарт?
По словам Александра Лошманова, совершенствование конструкции продолжается: ведётся работа с пассажирами и экспертным сообществом, чтобы получить предложения, которые позволят сделать вагон максимально удобным.
В свою очередь, в РЖД уточняют, что сейчас вместе с вагоностроителями завершается разработка конструкторской документации. Далее будет изготовлен опытный образец вагона, который смогут ввести в эксплуатацию после получения сертификатов соответствия. «Закупка холдингом плацкартных вагонов габарита Т запланирована на 2027 год. Ожидается, что они будут курсировать на самых востребованных направлениях», — сообщил на полях минувшего форума Иван Колесников.
Оцените материал
| Подписывайтесь на АиФ в
MAX |

Leave a Reply