
В последнее время сообщения о диких животных, забредающих в города, перестали быть экзотикой. Если раньше это звучала как сенсация, то теперь — как новостной фон, пусть и с тревожным оттенком.
Что заставляет хозяев лесов менять привычную среду обитания на шумные улицы? Похоже, дело в сложном переплетении причин — экологических, экономических, природных…
В Японии для защиты привлекли военных
Как уже писал aif.ru, этой осенью в России наблюдается небывалая активность бурых медведей. Хищники выходят к людям в городах и сёлах, проникают на дачные участки и на туристические маршруты. Многим памятна история, как по центру Соликамска бегал бурый медведь. На Дальнем Востоке в населённые пункты заходят тигры и лисы, в Центральной России — лоси и кабаны.
И такое происходит не только в нашей стране. В Японии творится нечто совсем аномальное. Там косолапые спокойно заходят в супермаркеты, бродят по парковкам, нападают на людей в их собственных домах. В префектуре Ямагата хищник проник в гостиницу, заблокировав её хозяев на втором этаже, откуда их эвакуировали полицейские. В городе Ханамаки префектуры Иватэ медведь проник на закрытую территорию аэропорта, задержав вылет и прилёт всех рейсов на полтора часа.
По данным министерства охраны окружающей среды Японии, с апреля по всей стране произошло более 100 нападений этих животных на людей. Пять человек погибли. Дошло до того, что власти некоторых префектур привлекли к отлову диких зверей военных. Они будут защищать горожан от непрошеных лесных гостей, устанавливая и проверяя ловушки.
«Горожане чувствуют опасность каждый день. Это повлияло на образ жизни людей, вынудив их перестать выходить из дома и отменять мероприятия», — признался мэр города Казуно, приветствуя военных.
Готовый сюжет для фильма ужасов
На языке зоологов медведи, вступающие в конфликтные ситуации с человеком, называются «проблемными». Как отмечает профессор экологии животных Токийского сельскохозяйственного университета Кодзи Ямадзаки, в Японии, вероятно, фиксируется наибольшее в мире число столкновений между этими хищниками и людьми.
Причём «проблемные» медведи в Стране восходящего солнца подчас демонстрируют странное поведение, отличающееся повышенной жестокостью. Их атаки порой носят затяжной и более агрессивный характер, чем у сородичей из других стран. И опровергают привычный стереотип, что этот зверь атакует, лишь будучи загнанным в угол.
В Японии бывали случаи, когда косолапые преследовали людей на протяжении нескольких дней подряд, проявляя не оборонительную, а откровенно хищническую агрессию. Их нападения более яростны и продолжительны, они целенаправленно и неоднократно нападают на выбранную жертву. Один раз медведь похитил почтальона во время обхода, в другой — методично выслеживал и убивал пытавшихся спастись бегством туристов, причём делал это последовательно, словно предлагая готовый сюжет для фильма ужасов.
Численность никак не регулируется
В чём причина небывалой активности животных? (Речь не только о «проблемных» бурых медведях, просто встречи с ними бывают более трагичными и вызывают наибольший эмоциональный отклик.) Эксперты полагают, что дело в комплексе разных факторов.
Во-первых, виноваты происходящие изменения климата. Они нарушили традиционные циклы залегания в спячку тех же медведей и сократили естественную кормовую базу в лесах. Так, в лесах японского острова Хоккайдо в последние годы наблюдался неурожай основных нажировочных (необходимых для того, чтобы пережить спячку) кормов — желудей, рябины и пр.
Во-вторых, в сельских районах живёт всё меньше людей, численность населения сокращается, и звери начинают чувствовать себя более вольготно там, где раньше проявляли осторожность. Теперь они безнаказанно заходят на территории, где ещё могут жить люди, считая их частью своего ареала.
В-третьих, диких животных становится всё больше. Популяции крупных млекопитающих успешно восстанавливаются во многих странах — видимо, дали эффект многочисленные природоохранные меры последних десятилетий. Но ведь численность зверей в природе надо регулировать, а вот об этом защитники природы как-то не подумали.

«Я думаю, что японцы столкнулись с той же проблемой, что и мы у себя в России, — рассказал aif.ru зоолог, охотовед, главный редактор „Русского охотничьего журнала“ Михаил Кречмар. — Численность животных никак не регулируется, происходит их недостаточное изъятие из природы. Охотники стареют (впрочем, их всегда было очень мало), отсюда рост популяций медведей и прочих крупных млекопитающих. А если численность в какой-то момент увеличивается до критической, она потом начинает расти резко — таков закон природы».
По идее, государство в такой ситуации должно как-то стимулировать охотничью деятельность, создавать охотникам более благоприятные условия. У нас, к сожалению, происходит наоборот. В следующем году должны увеличиться сборы за добычу охотничьих ресурсов. То есть если человек захочет добыть того же медведя, ему надо будет заплатить за это больше денег, чем он платил раньше.
На фоне активизации диких зверей и роста числа встреч с ними вблизи населённых пунктов (в том числе с трагическими исходами) такое решение выглядит весьма странно.
Оцените материал
| Подписывайтесь на АиФ в
MAX |

Leave a Reply