ИнфоВес

ИнфоВес — Новости Мира

Горячая штучка. «Венера-3» доставила на раскалённую планету герб СССР

60 лет назад, 16 ноября 1965 года, с космодрома Байконур была запущена советская станция «Венера-3». В историю космонавтики она вошла как первый космический зонд, достигший поверхности другой планеты. Именно планеты, ведь до Луны первый аппарат (кстати, тоже советский) долетел ещё раньше, в 1959 году.

Предыстория: от телескопа к первым зондам

Интерес человека к Венере имеет давнюю историю. Первые наблюдения этой планеты с помощью телескопа провёл в 1610 году Галилео Галилей. Затем в 1761 году Михаил Ломоносов, наблюдая за прохождением «утренней звезды» по диску Солнца, обнаружил у неё атмосферу.

Однако настоящий прорыв в исследованиях стал возможен только с началом космической эры. Вдохновлённые успехом первого искусственного спутника, советские конструкторы сначала приступили к разработке автоматических станций, летавших к Луне, а затем нацелились на Венеру.

Первый зонд серии, «Венера-1», был запущен в феврале 1961 года. Он пролетел мимо цели, поскольку связь с аппаратом была утрачена на седьмой день полёта, и управлять им стало невозможно. Тем не менее, он стал первым в мире космическим аппаратом, который отправился с околоземной орбиты к другой планете.

Cоветская межпланетная станция «Венера-1» Фото: Commons.wikimedia.org/ Armael

Межпланетная гонка и новые вызовы

После триумфа Юрия Гагарина СССР безоговорочно стал космической державой номер один. Но американцы подпирали, в том числе в межпланетной гонке — негласном состязании, кто первым посадит аппарат на другой планете. Ставка была сделана на Венеру: лететь до неё было ближе, чем до Марса. К тому же она больше интересовала учёных как объект исследований: за плотным слоем облаков невозможно было разглядеть с Земли, что находится на её поверхности. А вдруг там есть жизнь?

В августе 1962 года американский зонд «Маринер-2» совершил успешный пролёт рядом с Венерой. Ему удалось дистанционно измерить температуру её поверхности, и эти данные повергли учёных в шок. Микроволновой радиометр показал, что на тёмной стороне этой планеты — +216°C, а на дневной (освещённой Солнцем) — +237°C. Что и говорить, сущий ад!

На самом деле, температура на Венере ещё выше, но об этом станет известно потом. А тогда учёные, получив информацию об экстремальной венерианской жаре, с одной стороны, расстроились (они рассчитывали, что на этой планете, «младшей сестре» Земли, есть моря и густая экзотическая растительность), а с другой, были заинтригованы: что же там находится, как выглядит этот загадочный мир?

Автоматическая межпланетная станция «Венера-3». Павильон «Космос». Выставка достижений народного хозяйства СССР. Фото: РИА Новости/ Александр Моклецов

Глобус и вымпел внутри

Советские инженеры учли сведения, переданные американским зондом, и создали два аппарата, которые должны были не только долететь до планеты с «адским» климатом, но и опуститься на её поверхность. И если «Венера-2» прошла на расстоянии 24 тысячи километров от «утренней звезды», то «Венера-3» добралась-таки до её тверди.

Станция была запущена 16 ноября 1965 года в 4 часа 19 минут по московскому времени. На околоземную орбиту её вывела четырёхступенчатая ракета-носитель «Молния». Перед запуском аппарат тщательно простерилизовали, чтобы случайно не занести на чужую планету земные микроорганизмы. Спускаемый модуль конструктивно представлял собой сферу диаметром 90 сантиметров. Внутри находились небольшой металлический глобус Земли и вымпел с гербом Советского Союза.

Для удобства радиосвязи станция должна была совершить посадку в центре видимого с Земли диска Венеры. Увы, коммуникация, как и в случае с самым первым зондом, была утрачена ещё во время полёта — интенсивное солнечное излучение вывело из строя аппаратуру, хотя «Венера-3» успела провести 63 сеанса связи с ЦУПом.

1 марта 1966 года она достигла поверхности второй планеты Солнечной системы, пройдя сквозь её плотную атмосферу и совершив жёсткую посадку (попросту, врезавшись в неё) к востоку от кратера Мид. Несмотря на то, что главная задача — мягкая посадка на Венеру — выполнена не была, миссия стала настоящим прорывом. Впервые созданный человеком аппарат оказался на поверхности другой планеты. Кроме того, в ходе полёта она передала на Землю научные данные о космическом и околоземном пространстве (магнитных полях, космических лучах, потоках заряженных частиц и солнечной плазмы), а траекторные измерения оказались важны для изучения проблем сверхдальней связи.

К сожалению, Сергей Королёв не дожил до этого события — он скончался за полтора месяца до эпохального достижения советской космонавтики, «отцом» которой он был.

Оцените материал

Подписывайтесь на АиФ в  

MAX

Источник aif.ru

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *