
Термин «доступность» стал настолько привычным, что, произнося его, мы всё реже задумываемся о его истинном значении. Для многих это всего лишь приятные удобства, а когда заходит речь про людей с инвалидностью, то в первую очередь вспоминают про пандусы и лифты. Хотя пандусы и лифты актуальны только для людей с ограниченной мобильностью. Незрячий человек, например, спокойно поднимется по лестнице, а простое действие, вроде «нажать на кнопку» на сенсорном экране, превращается в испытание. А когда сайт недоступен с клавиатуры, страница не озвучивается скринридерами, кнопка не подписана — человек может лишиться самостоятельности. И доступность для незрячих людей — это вопрос повседневной жизни и самостоятельности.
По данным Всемирной организации здравоохранения, незрячих людей в мире сегодня проживает около 36 млн. Это говорит о том, что вопрос удобства и адаптации городов, зданий и транспорта, новых сервисов и технологий стоит довольно остро.
«Каждый барьер на пути незрячего человека создает препятствие не только физическому перемещению, но и социальной интеграции. Когда город становится доступным, это влияет не только на маломобильных граждан, но и улучшает условия для всех жителей», — добавляет специалист по урбанистике Александр Попов. Как пандусы, тактильные покрытия, звуковые светофоры и шрифты Брайля на общественном транспорте и зданиях стали основными элементами комфортной городской среды, так и адаптация сервисов и услуг должна стать элементом нормы.
Доступность — основа самостоятельной жизни
Зачастую доступность воспринимается как нечто дополнительное, а не базовая норма. Но на самом деле это не акт благотворительности, а обязанность общества перед своими гражданами. Без равных условий невозможно говорить о полноценной реализации прав и свобод всех членов нашего сообщества, ведь недоступность лишает человека возможности жить самостоятельно, снижает качество жизни и ограничивает социальные контакты.
Наталья, юрист, живущая с нарушением зрения, поделилась: «Представьте себе, что вам постоянно приходится просить кого-то сделать за вас элементарные вещи: сходить в магазин, оплатить коммунальные услуги, добраться до врача». Ключевую роль в обеспечении доступности сегодня играют современные технологии. Смартфоны с голосовыми помощниками, приложения-навигаторы и специальные устройства помогают незрячим ориентироваться в пространстве и получать необходимую информацию.
Компании, внедряющие доступные технологии, дают не просто сервис — они возвращают человеку ощущение контроля и достоинства.
Что происходит в России
«Мне не нужна помощь, мне нужно, чтобы сайт просто работал со скринридером. Тогда я всё сделаю сама», — делится пользователь Мария.
По данным исследования, проведённого инклюзивным проектом Everland в 2023 году, только треть российских сайтов и приложений были доступны для пользователей с нарушением зрения. За последние годы ситуация стала меняться.
Всё большее число компаний продвигают инклюзивные сервисы, повышают доступность. Например, Сбер последовательно внедряет инклюзивные решения. Приложение СберБанк Онлайн полностью совместимо со скринридерами VoiceOver и TalkBack — все элементы интерфейса озвучиваются, а научиться пользоваться приложением на слух можно в демо-версии приложения на Android. Она также доступна и в ней не страшно ошибиться. Для проведения операций в банкоматах можно воспользоваться голосовыми подсказками. Ввести пин-код шрифтом Брайля можно на сенсорных терминалах Сбера, которые установлены во многих торговых точках. Набирать точки можно в любом месте экрана. Тактильные карты, разработанные Сбером, легко отличить на ощупь от других. А персонал проходит регулярное обучение, как этично и эффективно общаться с клиентами с инвалидностью.
Сбер совместно с АНО «Пространство равных возможностей» выпустили обновленные аудио- и видео-инструкции по использованию мобильного приложения на слух. В разработке участвовали незрячие эксперты и тестировщики Everland и подразделения Сбера, которое отвечает за доступность сервисов (Особенный банк).
«Когда я впервые смогла сама оплатить коммуналку — без просьб, без чьей-то помощи. Это было чувство… не радости даже, а собственного достоинства», — рассказала Екатерина, клиентка Сбера, слабовидящая. «Когда банкомат „говорит“ со мной, я чувствую, что и я включен в этот мир технологий. Это просто уважение», — подчеркивает Ильдар из Казани. А ещё это безопасно, поскольку вся чувствительная информация (пароли, пин-коды) остаётся у человека и нет необходимости озвучивать её кассиру в магазине или в очереди у банкомата.
Яндекс также адаптировал 16 сервисов для работы со скринридерами. В «Яндекс Картах» есть данные о доступности станций метро и зданий. Голосовой помощник Алиса научилась распознавать и описывать картинки в интернете. «Я могу построить маршрут и понять, где будут лестницы или пандус. Это мелочь для зрячего человека, но для меня — целый мир», — рассказал Виктор, пользователь Яндекс Карт.
Такие решения делают доступность не просто технической функцией, а частью человеческого отношения — когда не тебя подстраивают под систему, а систему подстраивают под тебя. Когда компании вкладываются в такие решения, они инвестируют не в «новый сегмент рынка», а в общество, где каждый человек может быть самостоятельным.
«Когда ты можешь сам заплатить за свет, купить билет, оформить заказ — ты не просто живёшь. Ты живёшь наравне», — отметила Ольга, член Всероссийского общества слепых.
Оцените материал
| Подписывайтесь на АиФ в
MAX |

Leave a Reply