Сюжет Всемирная история с Андреем Сидорчиком

Сто лет тому назад в осеннем подмосковном лесу закончилась жизнь человека, который впоследствии послужил Яну Флемингу одним из прототипов Джеймса Бонда.
Британские сказки
Прототип тоже любил пускать пыль в глаза, реализовывать максимально авантюрные планы, полагаясь на удачу. Вот только в реальной жизни финал оказался куда менее радужным для главного героя, чем в бондиаде.
Надо сказать, что британская разведка, объективно проигравшая дуэль большевикам, впоследствии много трудилась над тем, чтобы создать видимость — Ленин с соратниками лишь по чистой случайности удержались у власти. И история Рейли в этом мифе о могуществе спецслужб британской короны является едва ли не ключевой.
«Антиквар и коллекционер»
К 1917 году за спиной уроженца Одессы Зигмунда Розенблюма было немало похождений, в том числе связанных с финансовыми махинациями. В этом смысле он куда больше походил на героя Ильфа и Петрова, чем на безупречного супершпиона Флеминга.
Женившись на ирландке и взяв ее фамилию, Розенблюм-Рейли в новом статусе легализовался в Петербурге как «антиквар и коллекционер». Во время Первой Мировой войны он выступал в качестве агента по поставкам американских вооружений для русской армии. Революция 1917 года превратила его в «агента по переворотам».
«Заговор послов»: всех купить, Ленина убить
Рейли, действительно умевший входить в доверие к кому угодно, заявил британскому руководству, что в состоянии отстранить большевиков от власти.
Официально прикомандированный к военно-морскому атташе Великобритании в России, Рейли готовил заговор вместе с главой английской миссии Брюсом Локкартом. Но замысел, известный позже как «заговор послов», изысканностью не отличался — «супершпион» намеревался просто скупить на корню командиров большевистских частей, расквартированных в Москве, что и должно было позволить ему ликвидировать Ленина и взять власть.

Агент английской разведки ST-1 Сидней Рейли; Протокол допроса Рейли 7 августа 1925 года. Фото: Коллаж АиФ
Несмотря на то, что советские спецслужбы, по сути, делали первые шаги, заговор был раскрыт и разгромлен. Рейли и Локкарт свой провал «повесили» на эсеров, которые крайне не вовремя затеяли свой мятеж, а затем и покушение на Ленина.
Устойчивые иллюзии
Если Локкарт был выслан из Советской России, после чего сосредоточился на других направлениях, то Рейли продолжал бредить «победой над большевиками».
После окончательного поражения Белой армии в Гражданской войне Рейли в Лондоне лоббировал продолжение поддержки антибольшевистских сил, а также выступал за новую иностранную интервенцию.

Борис Савинков — революционер, политический деятель; Процесс над Савинковым, 1924 год. Фото: Коллаж АиФ
Он сошелся с террористом Борисом Савинковым, который был убежден, что теми методами, которые использовались против царского правительства, можно сокрушить и большевиков. Надо сказать, что и Рейли, и Савинков явно были далеки от объективной оценки ситуации.
Именно поэтому они охотно заглотнули наживку в виде мощной антибольшевистской организации в России, якобы ищущей контакты за рубежом.
Объясняя то, как «супершпион» был пойман в сети операции чекистов под кодовым названием «Трест», британские историки разведки уверяют: Савинков и Рейли, мол, всё понимали с самого начала, но рассчитывали договориться с советским руководством, а затем развалить систему изнутри.
Особой ценности не представляет
Казалось бы, после провала и ареста Савинкова, который произошел в 1924 году, Рейли должен был проявить осторожность. Тем более, что за «заговор послов» в 1918 году он был заочно приговорен к смертной казни.
Тем не менее, в 1925 году он нелегально перешел границу СССР и вскоре был арестован.
Кажется, Сидней Рейли просто не хотел признавать, что его время ушло, и в новой России старые методы перестали работать. К 1925 году большевики укрепились достаточно для того, чтобы парировать авантюры своих оппонентов.
В тюрьме на Лубянке Рейли продемонстрировали официальное сообщение о гибели двух контрабандистов в перестрелке на финской границе. Ему дали понять, что официально он уже мертв, и жить будет столько, сколько будет давать полезную информацию.
Судя по всему, он снова пытался водить чекистов за нос, надеясь выторговать себе некие условия. Но очень быстро стало понятно, что Рейли — сильно переоцененная величина. С учетом того, что в его отношении продолжал действовать смертный приговор, продолжать историю не сочли нужным. 5 ноября 1925 года британского шпиона-авантюриста расстреляли в лесу в Сокольниках.
Но такой печальный исход никак не помешал созданию мифа, успешно существующего до сих пор.
Оцените материал
| Подписывайтесь на АиФ в
MAX |

Leave a Reply