
Большинство детей в России сейчас рождаются в городах — там живёт большая часть населения. Однако в сёлах выше суммарный коэффициент рождаемости — он показывает, сколько в среднем родила бы одна женщина на протяжении репродуктивного периода своей жизни.

Как рождаемость зависит от места, где живут люди? Можно ли это как-то использовать на благо страны, чтобы улучшить её демографию? Об этом aif.ru поговорил с профессором кафедры социологии семьи и демографии социологического факультета МГУ, доктором социологических наук Александром Синельниковым.
То ли селянин, то ли горожанин
Дмитрий Писаренко, aif.ru: Почему в сельской местности рожают больше, чем в городах?
Александр Синельников: В первые годы действия закона о материнском капитале сельское население более активно, чем городское, отреагировало на эту меру по повышению рождаемости. Объяснить это можно, с одной стороны, тем, что там лучше сохранился традиционный уклад жизни, а с другой, — тем, что материнский капитал можно потратить не на что угодно, а на определённые цели, предусмотренные этим законом. И в основном его тратили на решение жилищной проблемы. Если в Москве на эти деньги и балкон не купишь, то в деревне за несколько сотен километров от столицы, семья, живущая в доме из двух комнат, могла его продать и купить себе дом из трёх комнат. А значительную часть разницы покрыть за счёт материнского капитала. Или же пристроить к дому флигель либо второй этаж, то есть как-то увеличить имеющуюся жилплощадь.
— Много ли у нас сейчас сельского населения?
— Всего лишь четверть (25%) от общей численности населения страны. А почти сто лет тому назад, по данным переписи 1926 года, оно составляло 82%.
На самом деле люди, занятые в сельском хозяйстве, и члены их семей составляют гораздо меньше четверти населения страны. У нас к сельскому населению относят и жителей многих пригородных посёлков, которые живут в домах городского типа из нескольких этажей, ездят в ближайший город на работу и в целом ведут городской образ жизни. Они не работают на земле, но формально относятся к сельскому населению. И среднее число детей в их семьях примерно такое же, как у горожан.
Урбанизация вспять не повернётся
— Значит, для улучшения демографической ситуации надо, чтобы горожане стали перебираться в сёла, то есть, чтобы процесс урбанизации повернулся вспять?
— Урбанизация вспять не повернётся. Да это и ни к чему: сейчас небольшая часть населения, занятая в сельском хозяйстве, способна прокормить всю страну.
Достаточно, чтобы значительная часть городских жителей переселилась в пригородные посёлки. Но не для того, чтобы жить в таких же многоэтажках, которыми застроены мегаполисы. Речь идёт о том, чтобы Россия становилась «одноэтажной» — как та самая «одноэтажная» Америка. Этот процесс, на самом деле, идёт, но не в очень больших масштабах.
Люди, переезжающие в «одноэтажный» (или двухэтажный) пригород не на дачный сезон, а на постоянное проживание 12 месяцев в году, не перестают быть горожанами. Зато им становится проще улучшать свои жилищные условия. Не влезать в ипотеку и платить сумасшедшие деньги, чтобы купить новую квартиру, а перестроить уже имеющийся дом, когда семья увеличится. Земли для этого хватит.
Но чтобы это осуществить, нужна хорошая транспортная сеть, соответствующая инфраструктура: школы, поликлиники, магазины. И ещё нужно, чтобы как можно больше людей имели возможность работать онлайн и не ездить каждый день на работу. Это в первую очередь касается матерей с детьми.
— Понятно, что застройщикам выгодно гнать вверх много¬этажки с маленькими квартирками — можно экономить на земле, получать сверхприбыли. Перспективы страны приносятся в жертву сиюминутной выгоде. И люди вынуждены соглашаться именно на такой вариант, чтобы жить поближе к месту работы. Ведь для реального сектора экономики работа онлайн не всегда годится.
— На самом деле онлайн можно много чего делать, не только гуманитарными науками заниматься. Тут многое зависит от того, как руководство предприятий и учреждений относится к возможности удалённой работы. Я думаю, что имеет смысл на законодательном уровне закрепить право на такую работу для матерей, имеющих детей дошкольного и младшего школьного возраста.
А цены на земельные участки, на которых строят дома, за несколько десятков километров от любого большого города намного ниже, чем на участки такого же размера в том же городе.
Традиции имеют значение
— В каких регионах самый высокий суммарный коэффициент рождаемости?
— У нас привыкли пользоваться этим показателем для оценки демографической ситуации, но надо иметь в виду, что этот показатель несёт в себе значительную степень условности.
Не буду загружать подробными объяснениями, но при расчёте этого показателя по регионам предполагается, что женщины будут до выхода из репродуктивного возраста оставаться в одном и том же регионе. Но у нас ведь колоссальная межрегиональная миграция! Многие уже давно живут в Москве, Санкт-Петербурге, других крупных городах — и там у них появляются дети, но числятся эти люди по-прежнему там, откуда приехали. Это уменьшает точность данных о различиях в уровне рождаемости между регионами, которые соревнуются, у кого больше успехов в демографической политике. Многие сельские жители, переселившиеся в города, не снимаются с регистрации по прежнему месту жительства, а свидетельства о рождении детей получают в городских ЗАГСах. Поэтому есть основания считать, что статистика преуменьшает различия в рождаемости между городским и сельским населением.
— Хорошо, тогда просто как эксперт скажите: где сейчас рожают больше?
— Существует тенденция к выравниванию уровня рождаемости на всей территории страны. Различия между регионами уменьшаются. Тем не менее, в нескольких национальных республиках на Северном Кавказе и в Республике Тыва уровень рождаемости значительно выше общероссийского, который уже давно ниже черты простого замещения поколений.
— Что является стимулом для многодетности в этих республиках?
— Приверженность традиционному образу жизни. Там лучше сохранились традиционные семейные ценности. В большинстве семей главами являются мужья, они же основные кормильцы. Жёны либо вообще не работают, либо работают, но не на полной занятости. Они не ставят во главу угла карьеру, чтобы обязательно зарабатывать столько же, сколько муж, а то и больше.
Очень важны родственные связи: помогают ли бабушки в уходе за маленькими детьми. Ещё важнее отношение к браку. Считается, что он должен быть прочным, а его расторжение допустимо лишь в крайних ситуациях — например, в случае супружеской измены или когда муж бьёт жену либо совершенно не заботиться о семье.
Особенно важна уверенность в прочности брака для женщин. Когда они остаются одни с несколькими детьми, очень трудно обеспечивать и воспитывать их без мужа или вновь выйти замуж. Когда они знают, что их брак не распадётся по прихоти супруга (мол, прошла любовь, полюбил другую и пр.), они не будут опасаться заводить много детей.
Оцените материал
| Подписывайтесь на АиФ в
MAX |

Leave a Reply