
45 лет назад, 4 ноября 1980 года, на президентских выборах в США с очень знакомым нашим современникам лозунгом «Сделаем Америку снова великой» победил представитель республиканской партии, бывший губернатор Калифорнии Рональд Рейган.
Да-да, впервые этот лозунг использовал не Дональд Трамп, а именно что Рональд Рейган. И у него были к тому гораздо более серьёзные основания. Когда говорят, что в СССР тех лет наблюдался застой, забывают, что нечто очень похожее было и за океаном. В 1979 году ситуацией в стране было удовлетворено только 19% американцев. Для сравнения — в 1999 году довольными считали себя более 71% граждан США.
Словом, со своим лозунгом Рейган имел гораздо больше шансов и впечатляюще их реализовал. Другое дело, что угрозу величию Америки новый президент видел прежде всего со стороны главного конкурента — нашей страны. И в своих выступлениях атаковал Советский Союз с таким пылом и такой яростью, что многие аналитики были уверены — ядерная война неизбежна. Дело даже не в его знаменитой как бы шуточной оговорке, когда Рейган в августе 1984 года, проверяя микрофон перед выступлением, заявил: «Мои соотечественники американцы, я рад сообщить вам сегодня, что подписал указ об объявлении России вне закона на вечные времена. Бомбардировка начнётся через пять минут». Микрофон оказался включённым, слова ушли в эфир.
Если бы эти слова произнёс кто-нибудь другой, реакция, в том числе и со стороны СССР, скорее всего, не была бы настолько нервной. Но это был Рейган. Тот самый, который за двадцать лет до этих слов произнёс другие: «Враг не должен думать, что мы не применим ядерной бомбы. Он должен ложиться спать, каждую ночь боясь, что мы можем её применить». Дело было в 1964 году, когда он выступил с поддержкой кандидата в президенты Барри Голдуотера — собственно, это и был старт политической карьеры актёра Рейгана, который как раз тогда и сыграл свою последнюю роль в телесериале «Дни в долине смерти».
Вообще, среди всех глав государств, если не брать «бесноватого фюрера» Гитлера, трудно представить себе большего ненавистника нашей страны в XX столетии, чем Рональд Рейган. Разве что Уинстон Черчилль мог бы потягаться с ним в этом сомнительном забеге. Но англичанин в своих убеждениях русофоба и антисоветчика был хотя бы честен и последователен. Чего не скажешь о мистере Рейгане, который отличался невероятным умением держать нос по ветру. А также склонностью к предательству.
Это может показаться натяжкой. В самом деле, какие ещё могут быть убеждения у человека, с лёгкой руки которого Советский Союз был объявлен «Империей зла»? Ясное дело, только и исключительно антисоветские и антикоммунистические. И когда писатель Эдмунд Моррис, собирая материалы для своей книги о Рейгане, спросил главного героя, мог ли тот подумать о вступлении в коммунистическую партию, бывший президент воскликнул: «Боже мой! Конечно, нет!»
Тут самое время вслед за героем Михаила Булгакова воскликнуть в ответ: «А он попросту соврал! Поздравляю вас, гражданин, соврамши!»
Потому что Рейган не то чтобы думал пополнить собой ряды американских коммунистов. Он предпринял вполне реальную попытку вступить в партию. О чём рассказал писатель Говард Фаст, некоторое время тесно общавшийся с актёром Рейганом: «Несколько его голливудских коллег были коммунистами. Он считал, что если им это нужно, то и ему это тоже нужно. Однако партийные руководители потихоньку навели о нём справки и отказали, поскольку им сообщили, что Рейган — пустой человек, у которого политические взгляды могут поменяться через 20 минут».
Произошло это в 1938 году. И тут нельзя отказать Рейгану в чутье. Просоветские взгляды и впрямь были в тогдашнем Голливуде тем, что сейчас называют «стильно, модно, молодёжно». И он, дебютировав в качестве актёра всего лишь годом ранее, рассчитывал сделать там карьеру как в СССР — по партийной линии. Желание было столь велико, что Рейган, по свидетельству Говарда Фаста, несколько часов умолял партийных руководителей пересмотреть свою точку зрения. Но тщетно — в коммунисты его так и не приняли.

Артистом Рейган был посредственным, а вот карьеристом всё же неплохим. 1950 г. Фото: www.globallookpress.com/ k09
Артистом Рейган был посредственным, а вот карьеристом всё же неплохим. В 1947 году он уже стал президентом. Пока ещё не США, а Гильдии киноактёров. И можно только гадать, с каким злорадством он мстил за события девятилетней давности. В 1947 году Комиссия по расследованию антиамериканской деятельности обратила внимание на Голливуд. Вообще-то главным направлением её работы считалась профилактика и борьба с теми, кто осуществляет «профашистскую и пронацистскую деятельность». Фактически же на острие удара оказались коммунисты и все, кто симпатизировал СССР. Рональд Рейган чуть ли не первым побежал сотрудничать с этой структурой. Сделал он это с подачи родного брата Нила Рейгана, который был штатным осведомителем ФБР, то есть, проще говоря, стукачом. И предупредил старшенького — мол, у тебя рыльце в пушку, ты к коммунистам просился, так докажи федералам, что ты свой, буржуинский.
И Рональд доказал, заложив и сдав кого только можно и нельзя: «План коммунистов в отношении Голливуда был необыкновенно прост. Он заключался в том, чтобы завладеть кинопромышленным бизнесом с целью создания колоссальной всемирной пропагандистской базы»…

Рональд Рейган. 1985 г. Фото: www.globallookpress.com/ KEYSTONE Pictures USA
Когда знакомишься с такими поворотами, поневоле начинаешь жалеть, что у истории нет сослагательного наклонения. А ведь как славно было бы, если бы в 1938 году Рональд Рейган оказался настойчивее, а боссы компартии США чуть менее принципиальны. Тогда бы в 1947 году упекли бы нашего актёра-коммуниста в кутузку, и поставили бы крест на его общественной и политической жизни. И не было бы ни губернатора Калифорнии, ни тем более президента Рейгана, который взял курс на уничтожение СССР, затеяв «крестовый поход и обращение противника в свою веру»…
Оцените материал
| Подписывайтесь на АиФ в  
 
 MAX  | 

Leave a Reply