Кокошник — один из самых узнаваемых символов русского традиционного костюма. Откуда появилось название и какова настоящая история этого головного убора — читайте в справке aif.ru.
Почему кокошник так называется?
Головной убор под названием «кокошник» знаком многим как символ русской культуры, вобравший в себя дух старины и красоту народных традиций. Существует несколько версий происхождения названия кокошника: наиболее распространенная версия связывает его с древнерусским словом «кокошь», означавшим курицу-несушку или петуха. Согласно этой версии, название кокошника произошло от внешнего сходства формы головного убора с куриным гребнем. Высокий, веерообразный кокошник действительно напоминает гребень петуха — это и могло стать отправной точкой для возникновения названия.
Другая версия связывает название национального головного убора с курицей как символом плодородия и семейного благополучия: кокошник как часть традиционного женского костюма мог символизировать замужество и рождение детей. Но существует также версия, связывающая название с глаголом «кокошить», то есть собирать, укладывать — именно оно могло относиться к процессу изготовления кокошника, требующему тщательной сборки и укладки различных элементов, включая вышивку бисером и разноцветными нитями.
Когда появился кокошник?
История кокошника уходит корнями в глубокую древность: археологические находки свидетельствуют о том, что прототипы кокошника существовали еще у древних славян. Выполненные из бересты, ткани или кожи, они украшались вышивкой, бусинами и другими декоративными элементами.
Прообразы кокошника — высокие головные уборы — археологи находят уже в древнерусских захоронениях X-XII веков. Женский головной убор имел огромное сакральное значение у славян и был не просто украшением, а «оберегом», защищающим самую уязвимую, по поверьям, часть тела — голову, а также волосы замужней женщины, которые было нельзя показывать посторонним людям.
Уже в эпоху Древней Руси кокошник стал неотъемлемой частью женского костюма: он символизировал замужний статус женщины и носился по праздникам и торжественным случаям, а сама форма и украшение кокошника могли различаться в зависимости от региона, социального положения и семейных традиций его обладательниц.
В XVII-XVIII веках, под влиянием западноевропейской моды, кокошник постепенно утратил свою популярность в повседневной жизни, но продолжал оставаться важным элементом праздничного и обрядового костюма. А уже в XIX веке, с возрождением интереса к народной культуре, кокошник вновь вошел в моду и окончательно стал символом русского национального стиля. Этот головной убор использовался в театральных постановках, на балах и маскарадах.
В советское время кокошник, как и другие элементы традиционной культуры, подвергся критике как пережиток прошлого, однако не был полностью забыт и продолжал использоваться в народных ансамблях и на фольклорных фестивалях.
Оцените материал
| Подписывайтесь на АиФ в
MAX |

Leave a Reply