Сюжет Спецоперация РФ в Донбассе и на Украине
«Эвакуация Зебы, получившего восемь пулевых ранений, остановила продвижение штурмовой группы на неопределенное время. Чтобы спасти ему жизнь, парням предстояло тащить Зебу до точки эвакуации назад, тем же опасным долгим путем, которым мы пришли сюда…»
Это слова за кадром Максима Фадеева, автора документального фильма «У края бездны», в котором показаны реальные бои за освобождение Мариуполя. Вместе со штурмовиками батальона ДНР «Сомали» он в течение 30 дней пробегал по городу с камерой, чтобы запечатлеть подвиг бойцов, показать, как тяжело давался каждый метр. Там, где штурмовики с автоматом, он за ними — с камерой.
Один из главных героев фильма — Сергей Ключников, тот самый Зеба, рассказал aif.ru о штурме здания, где получил ранение, и своей долгой службе на защите Донбасса.
Фото: из личного архива
«Сказал, что пошел в магазин»
Юлия Борта, aif.ru: Сергей, поясните уж сразу, почему Зеба?
Сергей Ключников (Зеба): Мне по наследству досталась кликуха от старшего брата, которая потом и стала позывным. Брата на районе звали Зеба. Почему так? Уже никто не помнит. Вот и меня со школы все звали Зеба. Мало кто по имени даже знал. Многие были уверены, что это мое настоящее имя, интересовались: «А кто тебя так назвал, это правда твое имя? А полное как?» Я отшучивался: «Зебаил. Есть же Миша — Михаил». Верили.
Фото: из личного архива
— Вы пошли воевать еще в 2014 году. Почему?
— Я родился в Макеевке — это город вблизи Донецка. В 2012 году, еще при Украине, отслужил срочку в Днепропетровске. После дембеля работал шахтером, потом перебрался к родственникам в Ростов-на-Дону. Когда 2 мая нацисты сожгли людей в Одессе в Доме профсоюзов, я решил, что не могу оставаться в стороне. Для многих жителей ДНР и ЛНР это преступление стало толчком к тому, чтобы взять в руки оружие и встать на защиту своих людей и республики. Чтобы у нас такого не было. А после этого было 9 мая в Мариуполе, когда украинская армия открыла огонь по мирняку. Люди просто хотели отметить День Победы и провести Бессмертный полк. Это было последней каплей. Хотя родственники мне запрещали, начиная с майдана, видя мое настроение, внушали: не вздумай. Я просто сказал, что пошел в магазин, вышел из дома и не вернулся. Добрался до Донецка и вступил в ополчение. Служил сначала у Александра Захарченко, он тогда еще был командиром подразделения, позже стал главной ДНР. Знал его лично. Не потому, что я чем-то выделился. Просто он знал всех своих бойцов. Всегда руку подаст, если нужно — поможет. Вникал в дела каждого солдата. Одевался очень просто, всегда в обычной, дешевой военной форме. Настоящий боевой командир. Он и его жена для республики были как отец и мама, настолько внимательно и щепетильно ко всем относились.
После служил в нашей местной 100-й бригаде ВДВ, которая держала оборону под Марьинкой. Перевоевал там со всеми известными украинскими подразделениями, которые на тот момент были, — «Правый сектор», «Айдар», «Азов» (террористические организации, запрещены в РФ). Всю их тактику и психологию изучил. Потом перешел в «Сомали».
Чуть больше года назад уволен из армии по здоровью.
Фото: из личного архива
Охота на Пепси
— Это последствия как раз того ранения, которое показано в фильме? Расскажите о том дне.
— В рядах «Азова» был один персонаж с позывным Пепси, за которым мы давно охотились. Настоящий террорист, в том числе гражданских убивал, Бандера у него был как икона. А сам родом из Донецка. Разведка пробила, что он находится в девятиэтажке на Новороссийской улице. В какой точно квартире он прячется, мы не знали, поэтому начали зачистку с крайнего подъезда. С божьей помощью один подъезд прошли, собирались спускаться. Но я вовремя увидел небольшую дырку в квартире, которая выходила в соседний подъезд. Расширили ее и перелезли. На 4 этаже как раз находилась группа украинских командиров и этот «Пепси». Сидели на расслабоне, ждали нас снизу. А мы потихонечку сверху спустились. Вы бы видели их глаза в тот момент! От них узнали, что на втором этаже еще одна группа в засаде. Послали этого «Пепси» вперед, чтобы он сказал им сдаться. Мы не заметили, что один в квартире затаился. Он выкинул гранату. Я успел на этаж вниз сбежать, кто-то наверх или по квартирам. Вторая группа противника услышала суету наверху, побежала на помощь. Я ближе всего к ним был. Сразу не разберешь — свои или враги. На русском разговаривают, форма такая же. Кричу им между перил: «Кто такие? Стоять!» Они мне — мол, свои. — «Свои дома, — говорю. — А как зовут командира Сомали?» — «Это которого мы в 2014-м расфигачили?» Тут мне все понятно стало, гранатами их закидал. Наша группа, что дежурила на улице, сообщила, что с 4 этажа все повыпрыгивали. Мы решили, что там пусто, захожу в одну квартиру — а слева враг. Вижу только, как искры от моего бронежилета летят. Выпустил он в меня весь магазин, и еще специально в ноги целил. Я хочу отползти, но не получается: левая рука только двигается. Смотрю — правой руки наполовину нет уже. Закричал, чтобы парней предупредить. Думал — выдохну, у того, что в меня стрелял, патроны кончились. Тут еще один выходит. Улыбается и гранату под меня кидает. Как всегда в такие моменты, полжизни сразу перед глазами пронеслось. Но командир роты вовремя меня затянул выше на пол-этажа. Гранатой нас не посекло. Ребята меня еле вытянули, я уже кровью истекал. Пять пуль в ногах, три в руке, причем две в нее от бронежилета отрикошетили. Если б не бронежилет, вряд ли бы мы с вами сейчас общались.
Фото: из личного архива
— К счастью, даже и руки-ноги целы.
— Поначалу врачи говорили: «Ноги и руку не спасти, останешься ты, дружок, с одной левой рукой». Но у меня мама очень верующая, она всем сердцем за меня молилась. Врачи за меня плотно взялись. И я выкарабкался.
Сын очень переживал, когда меня ранило. Он меня навестил в госпитале, очень гордится мной. Говорил мне: «Я за тебя отомщу, папа». Это сейчас ему 9 лет, а на тот момент всего 6 было. С амбициями, в меня. Я тогда ответил: «Сынок, не вздумай, я лучше сам вернусь еще после ранения туда, чтобы ты этого не застал».
Лечился долго в госпиталях в Донецка, Севастополя, Петербурга, Москвы. Сколько операций перенес — даже не считал. Последнюю в марте этого года сделали, достали предпоследнюю пулю из тазобедренного сустава, с которой почти три года прожил. Осталась в руке одна, она особо не мешает.
После служил в тылу, обучал мобилизованных. Мы их, кстати, называли «фиксиками» — такой армейский юмор. Сам даже обучился на мехвода БМП с одной рукой. С бой, к счастью, не пришлось на нем идти. Попади в него дрон, я бы оттуда точно не выбрался.
Фото: из личного архива
«Стою на посту, и мимо идет лев»
— Помимо того злосчастного дня, что еще запомнилось во время штурма Мариуполя?
— Там каждый день можно было дни рождения отмечать — столько раз чудом жив оставался. Но была еще ситуация, которую никогда не забуду. Война, горящие балконы падают, куча трупов вокруг, хаос. Стою на посту, и тут мимо меня лев проходит. Рядом зоопарк был разрушенный, так вот лев оттуда сбежал и по городу бродил. Я бы не так удивился, если бы медведя встретил в лесу. А тут лев наяву! Фадеев льва не успел запечатлеть, но не я один его видел. Хотя многие потом мне не верили: мол, да ты гонишь, разве такое правда было? Ну сколько мне лет, чтобы так шутить?
Фото: из личного архива
— Что самое важное, чтобы на войне выжить?
— Конечно, надо быть подготовленным. Но главное — с идеей. Мы знали, за что воюем. И если пропустим противника, то наши семьи окажутся в опасности. Иногда в такие щели нас отправляли, что к нам никакой помощи было не подойти. Бывало, по четыре дня без еды и воды выживали. Могу сказать, что примерно на двадцатый день СВО многие привыкли, кто-то смирился даже со скорой гибелью. А иначе стыдно, если будешь заднюю давать. Для «сомалийца» это неприемлемо. А другие туда и не шли.
— И как это назвать?
— Русский дух. Наш не сломленный русский дух.
Фото: из личного архива
— С кем-то из боевых товарищей поддерживаете связь?
— В фильме есть герои, которые продолжают служить. Когда мы Докучаевск брали, один мой товарищ получил ранение в лицо. Из автомата в него выстрелил противник. Пуля вошла возле левой ноздри, пробила небо, ударилась об клык и вылетела. Куча операций, поставили пластину вместо неба. И вот он сейчас воюет, замкомандира роты. Кстати, за тот прорыв в Докучаевск вся первая штурмовая группа, и я в том числе, получила Георгиевские кресты. Мы тогда отделались одним трехсотым.
— Железные люди.
— Да, сто процентов.
Фото: из личного архива
«Экзамены дались непросто»
— В этом году вы поступили в Российский государственный гуманитарный университет. Какое направление выбрали?
— История международных отношений и внешней политики России. Мы ведь уже Россия, поэтому нужно соответствовать — знать историю России. При Украине я знал только переписанную историю Украины и всемирную историю.
— Уже решили, чем будете заниматься после окончания университета?
— Думаю, продолжу работать в Федерации шахмат России, я сейчас занимаюсь патриотическим воспитанием молодежи. Хотел бы отметить, что шахматная федерация мне очень помогла — с переездом в Москву, реабилитацией. Даже репетиторов нашли, ведь мне надо было не только историю выучить и обществознание, но и русский подтянуть. Все лето занимался, чтобы экзамены в университет сдать. Я сам не особо шахматист. В 2010 году взял второе место на области. Но специально не учился, просто с дедушкой в шахматы играл. В целом же федерацию вдохновил фильм, поэтому меня пригласили. И еще нескольким бойцам помогли. Президент шахматной федерации Андрей Васильевич Филатов — уникальный человек. За Россию он стоит горой.
Фото: из личного архива
В будущем хотелось бы представлять интересы республики и страны. Есть много вопросов, которые необходимо решать, для этого нужны знания. Я с 2014 года воевал, мне не до учебников было. Командиром был, не только за себя ответственность нес. Хотя читать люблю, но читать в окопах — это как минимум странно. Раз уж я восемь пуль выдерживаю, то выдержу и любую ответственную работу.
— С однокурсниками уже познакомились?
— Мне 35 лет. С одногруппниками я могу разве что чисто символически тархуна выпить. Я же пример должен подавать. Да и перед преподавателями не опростоволоситься. Ну а если кто-то будет вести себя неподобающе, плохая затея возникнет, то мозги на место поставить могу.
Оцените материал
Подписывайтесь на АиФ в
MAX |
Leave a Reply