ИнфоВес

ИнфоВес — Новости Мира

Операция под прикрытием. Как затонувшие субмарины помогли найти «Титаник»

Сюжет Всемирная история с Андреем Сидорчиком

Гибель океанского лайнера «Титаник» не является самой масштабной катастрофой на море, но она, несомненно, стала наиболее легендарной. Этому способствовали обстоятельства, с ней связанные.

Место крушения века было утрачено

То, что самый совершенный на тот момент, с технической точки зрения, пассажирский корабль потерпел крушение в своем первом же рейсе, не могло не вызвать прилив вдохновения у мистиков и конспирологов.

Кроме того, сам «Титаник» исчез из поля зрения на десятилетия — место гибели попросту не могли обнаружить.

Лайнер затонул в ночь с 14 на 15 апреля 1912 года, унеся жизни полутора тысяч пассажиров и членов экипажа. Из-за того, что глубина в районе гибели «Титаника» составляет несколько километров, обнаружить его средствами начала XX века не представлялось возможным.

А в 1950-х, когда к делу все-таки решили подойти практически, оказалось, что известно лишь приблизительное место событий. Определение координат в 1912 году оказалось не самым совершенным — искать «Титаник» было необходимо в районе, составляющем в диаметре около 100 километров.

Путем отца советской космонавтики

В конечном итоге успех в поисках был достигнут по тем же причинам, по каким Сергей Королев преуспел в реализации советской космической программы.

Главной задачей, которую решал Королев, было создание средства доставки ядерного заряда до территории США. Выполняя военный заказ, советский конструктор сохранил возможность замены боевого заряда на мирный груз. Так и появился первый в истории человечества искусственный спутник Земли.

«Королевым» в истории «Титаника» стал исследователь океана и по совместительству офицер ВМС США Роберт Баллард. Баллард, занимавшийся вопросами совершенствования малых беспилотных подводных аппаратов, ещё в 1970-х годах увлёкся подводной археологией и, в частности тайной места гибели «Титаника». В 1977 году он организовал первую экспедицию для поиска «Титаника», но она завершилась неудачей.

Роберт Баллард. Фото: www.globallookpress.com

«Титаник» как прикрытие: что было основной задачей поисков?

Тогда Баллард понял — решить поставленную задачу он сможет, если подключит к делу возможности ВМС США.

Никакой «Титаник» командование американского флота не интересовал. Зато адмиралы желали обследовать места гибели двух субмарин — «Трешер» и «Скорпион». Поиски легендарного корабля начала века должны были стать прикрытием.

10 апреля 1963 года американская подводная лодка «Thresher» класса Permit затонула во время проведения испытаний на глубине 2500 метров. Фото: РИА Новости/ Инна Зайковская

CNN приводит рассказ Роберта Балларда: «В то время люди, по крайней мере многие, не знали, что поиски „Титаника“ были прикрытием для сверхсекретной военной операции, которую я проводил как офицер военно-морской разведки… Мы не хотели, чтобы Советский Союз узнал, где находится наша субмарина».

АПЛ «Трешер» погибла в апреле 1963 года во время погружения с целью проверки прочности корпуса на предельные нагрузки. Из-за технических недостатков конструкции и некачественно проводившихся работ субмарина получила повреждения, после чего была раздавлена гидростатическим давлением.

История «Скорпиона» еще более загадочна. В мае 1968 года американская АПЛ получила задачу наблюдения за группой советских кораблей в районе Азорских островов. После того как субмарину обнаружила советская подлодка К-135, американские подводники некоторое время вели маневрирование, а затем сменили курс. Позднее советские акустики зафиксировали шумы, похожие на подводный взрыв.

После нескольких недель поисков обломки «Скорпиона» обнаружили на дне. Погибли 99 членов экипажа.

USS Scorpion (SSN-589) — атомная подводная лодка ВМС США. Фото: ru.wikipedia.org

Комиссия по расследованию пришла к выводу, что лодка превысила допустимую глубину и затонула. Но фактически это ничего не объясняло. Американцы рассматривали версии умышленной атаки со стороны К-135, либо столкновения по неосторожности. Однако оба варианта не нашли подтверждения. Наиболее вероятной причиной крушения считается поражение штатной торпедой американских ВМС Mark-35.

Согласно этой версии, на «Скорпионе» сложилась нештатная ситуация с боеприпасом, и командир приказал избавиться от опасной торпеды, выстрелив ей из торпедного аппарата. Однако торпеда, сработав как положено, не обнаружила цели, и затем, при маневре, навелась непосредственно на «Скорпион».

«Кометный след» погибших кораблей

Роберт Баллард получил задачу: выполнить миссию военного характера, прикрываясь поисками «Титаника». На реальную поисковую операцию отводился минимум времени.

Исследователь согласился и получил в свое распоряжение судно R/V Knorr и глубоководный исследовательский аппарат «Арго».

Баллард полностью выполнил военную задачу, а 22 августа 1985 года вернулся к поискам «Титаника».

«Титаник». Фото: Кадр из видео

Специалист признавался, что нашел лайнер как раз благодаря опыту работы по субмаринам. Все прежние попытки розыска «Титаника» строились исключительно на поиске самого корабля как такового. Но Баллард, исследуя место гибели «Скорпиона», обратил внимание на то, что подлодка, разрушаясь, продолжала двигаться вперед, оставляя за собой целую цепь обломков, растянувшуюся на мили. Этот «кометный хвост» было проще нащупать, а по нему уже выйти непосредственно на район, где лежит сам корабль.

Исторический момент

В ночь на 1 сентября 1985 года аппарат «Арго» нашёл на дне мелкие обломки, а в 0:48 камера зафиксировала котёл «Титаника». Затем удалось обнаружить и носовую часть судна.

Успех Роберт Балларда безусловно можно считать одним из наиболее выдающихся достижений в области подводных исследований. Но, как и в случае с космосом, еще неизвестно, сколько бы шли поиски «Титаника», если бы в дело не вмешался военный интерес.

Крушение «Титаника»

«Титаник» в порту Саутгемптона перед отправлением в первое и последнее плавание, 10 апреля 1912 г. © Commons.wikimedia.org

Рабочие стоят у рулевой «Титаника», 31 мая 1911 года. © www.globallookpress.com

Шлюпочная палуба «Титаника». © Commons.wikimedia.org

Ряд шлюпок в носовой части верхней палубы «Титаника». © Commons.wikimedia.org

© Commons.wikimedia.org

Гимнастический зал «Титаника». © Commons.wikimedia.org

Двухместный номер каюты первого класса «Титаника». © www.globallookpress.com

Читальный салон в первом классе «Титаника». © www.globallookpress.com

Читальный салон в первом классе «Титаника». © www.globallookpress.com

© www.globallookpress.com

Айсберг, с которым, предположительно, столкнулся «Титаник». © Commons.wikimedia.org

Рисунок «Гибель «Титаника» (1912). Вилли Штёвер. © Commons.wikimedia.org

Складная шлюпка подходит к «Карпатии» после гибели «Титаника». © www.globallookpress.com

Выпуск «New York Times» от 16 апреля 1912 с первым списком спасшихся. © Commons.wikimedia.org

Прохожие изучают информацию о количестве спасённых с «Титаника», вывешенную на фасаде здания на Бродвее, в Нью-Йорке. © Commons.wikimedia.org

В Саутгемптоне после крушения пассажирского парохода «Титаник», толпы людей просматривают доски объявлений в поисках списков пропавших без вести. © www.globallookpress.com

«Титаник» в порту Саутгемптона перед отправлением в первое и последнее плавание, 10 апреля 1912 г. © Commons.wikimedia.org

Рабочие стоят у рулевой «Титаника», 31 мая 1911 года. © www.globallookpress.com

Шлюпочная палуба «Титаника». © Commons.wikimedia.org

Ряд шлюпок в носовой части верхней палубы «Титаника». © Commons.wikimedia.org

© Commons.wikimedia.org

Гимнастический зал «Титаника». © Commons.wikimedia.org

Двухместный номер каюты первого класса «Титаника». © www.globallookpress.com

Читальный салон в первом классе «Титаника». © www.globallookpress.com

Читальный салон в первом классе «Титаника». © www.globallookpress.com

© www.globallookpress.com

Айсберг, с которым, предположительно, столкнулся «Титаник». © Commons.wikimedia.org

Рисунок «Гибель «Титаника» (1912). Вилли Штёвер. © Commons.wikimedia.org

Складная шлюпка подходит к «Карпатии» после гибели «Титаника». © www.globallookpress.com

Выпуск «New York Times» от 16 апреля 1912 с первым списком спасшихся. © Commons.wikimedia.org

Прохожие изучают информацию о количестве спасённых с «Титаника», вывешенную на фасаде здания на Бродвее, в Нью-Йорке. © Commons.wikimedia.org

В Саутгемптоне после крушения пассажирского парохода «Титаник», толпы людей просматривают доски объявлений в поисках списков пропавших без вести. © www.globallookpress.com

Оцените материал

Подписывайтесь на АиФ в  

MAX

Источник aif.ru

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *