ИнфоВес

ИнфоВес — Новости Мира

Тихий убийца. Как один тумблер обрек на смерть 115 пассажиров «Боинга»

Августовским утром 2005 года два перехватчика F-16 ВВС Греции были подняты по тревоге. Задание не предвещало ничего хорошего — необходимо было проверить гражданский авиалайнер, переставший выходить на связь.

Перехватчики, на вылет!

После террористических атак 11 сентября 2001 года в Соединенных Штатах каждый потенциальный случай угона самолета вызывал повышенную тревогу. А если и на этот раз кто-то решил устроить масштабный теракт? При подтверждении подобной вероятности военным летчикам пришлось бы исполнить самый страшный приказ в их жизни.

Но когда F-16 приблизились к авиалайнеру, оказавшемуся «Боингом 737-300» авиакомпании Helios Airways, то никаких захватчиков они не увидели. В кабине был только второй пилот, и он явно находился в бессознательном состоянии.

Спустя несколько минут военные летчики заметили человека в одежде стюарда, который сел в кресло командира. Мужчина явно пытался взять самолет под контроль, но у него не получалось.

Люди в масках

Пилоты F-16 попытались привлечь его внимание, и он жестом дал понять, что видит их. Однако силы покидали его, и вскоре мужчина замер неподвижно.

«Боинг» начал неуправляемое снижение после того, как у него кончилось топливо, и затем врезался в склон горы в 40 километрах от Афин. Погибли 115 пассажиров и 6 членов экипажа.

Военные летчики, докладывая об обстановке, обратили внимание на то, что через иллюминаторы были видны пассажирские кислородные маски. И человек, пытавшийся взять управление «Боингом» на себя, был в маске с небольшим переносным баллоном. Это означало, что на борту, скорее всего, произошла разгерметизация. Но почему экипаж сразу не подал сигнал бедствия и не предпринял попыток снижения?

Странности с сигнализацией

Рейс 522 не должен был таить никаких сюрпризов. Перелет из кипрской Ларнаки в Афины, а затем в Прагу. Отличная летняя солнечная погода, никаких затруднений, два опытных пилота — 59-летний немец Ханс-Юрген Мертен, летавший еще на советских лайнерах во времена ГДР, и 51-летний грек Пампос Хараламбус.

Вылет из Ларнаки прошел штатно, однако затем пилоты доложили, что у них срабатывает сигнализация, предупреждающая о взлетной конфигурации, что было странно, поскольку самолет набрал значительную высоту.

Инженеров на земле это встревожило. Командиру с земли был задан вопрос: «Можете ли вы подтвердить, что панель наддува установлена в положение AUTO?»

Дело в том, что экипажи неоднократно жаловались на холод в салоне, и связывали это с нарушением герметичности. Как раз накануне вылета из Ларнаки техники проводили ремонт с проверкой герметичности наддува. Чтобы провести эту проверку без использования двигателей самолета, система наддува была установлена в положение «ручная». А вот назад, в автоматический режим, инженер ее не перевел.

Время истекло

Ханс-Юрген Мертен вопроса с земли не понял. Как считают эксперты, сознание уже было затуманено из-за гипоксии. А затем связь с самолетом была потеряна окончательно.

Давление в салоне в такой ситуации снижалось вместе с набором высоты. Когда ситуация стала критической, пассажирские маски были выпущены автоматически. Пассажиры и обслуживающий персонал в салоне получили кислород. Но пилоты, пытавшиеся понять, что происходит, вовремя не надели маски и потеряли сознание.

В это время на земле даже не подняли тревогу. А запас кислорода для пассажиров рассчитан всего на 15 минут. По его исчерпании люди также теряли сознание.

Стюарда, который сумел прорваться в кабину и пытался спасти «Боинг», звали Андреас Продрому. 25-летний молодой человек имел британский диплом пилота, но летать на «Боингах» ему не приходилось. К тому же времени у него было крайне мало — его собственный запас кислорода подходил к концу.

Иски и суды

В самом конце, теряя сознание, Андреас постарался отвести лайнер от людных мест.

Судебно-медицинская экспертиза показала, что люди на борту были живы до столкновения с землей.

Компания Helios Airways прекратила существование спустя несколько месяцев после катастрофы. Иски родственников погибших были решены в досудебном порядке.

Четыре высокопоставленных сотрудника Helios Airways после долгих разбирательств были осуждены за убийство по неосторожности, получив 10 лет лишения свободы. Однако благодаря работе своих адвокатов двое так и не попали за решетку, а двум другим предоставили возможность избежать отбывания наказания, выплатив компенсацию.

Оцените материал

Подписывайтесь на АиФ в  

Телеграм и  

MAX

Источник aif.ru

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *