В 1966 г. Пол Маккартни написал хит When I’m Sixty-Four. В песне Пол спрашивал девушку, будет ли он ей ещё нужен, когда ему стукнет 64 года. Трудно сказать, почему это так интересовало 24-летнего музыканта, но поиски ответа продолжаются до сих пор.
Кто поможет пенсионерам?
На чью помощь и поддержку могут, по их мнению, рассчитывать отечественные пенсионеры? В вопросе разбирался сотрудник Президентской академии Дмитрий Логинов в аналитической записке «Российские пенсионеры замкнуты в ближнем круге общения и испытывают дефицит институциональной поддержки».
Опрос населения на эту тему был проведён в 2024 году. Результаты, по словам автора, «позволяют выявить характер и продуктивность включенности российских пенсионеров в систему социальных взаимодействий», которая, согласно их ожиданиям, в случае необходимости может быть реализована в реальную помощь и поддержку — как в повседневной жизни, так и при возникновении трудной жизненной ситуации. При этом причина, которая может довести пенсионера до трудной жизненной ситуации, не уточнялась. Подразумевалось, что это могут быть или его собственные проблемы, или проблемы страны в целом.
Портрет в интерьере
Из результатов опроса можно сделать вывод, что массового российского пенсионера никак нельзя назвать существом одиноким.
- 87 % опрошенных заявили о наличии у них родственников, которым можно доверять.
- 71 % отметили, что у них есть столь же надёжные друзья.
Это важно: 27 % пенсионеров заявили о том, что регулярно получают от проживающих отдельно родственников и друзей материальную помощь, размер которой является значимым в общем объеме их бюджета.
«Общепринятым компонентом поддержания социальной стабильности, — сказано в аналитической записке, — является ресурсная значимость социальных контактов, выраженная в возможностях целенаправленного результативного обращения к кому-либо за получением помощи в случае подобной необходимости». К кому же обратятся наши пенсионеры в трудную минуту жизни?
- 80 % ожидаемо сообщили, что больше всего рассчитывают на поддержку со стороны родственников.
- 54 % решили последовать совету поэта Ярослава Смелякова, написавшего: «Обращаюсь к друзьям (не сочтите, что это в бреду)».
- Чуть больше 25 % ожидают в случае неблагоприятного развития событий получить помощь от государственных органов.
- Более 20 % пенсионеров отметили, что в случае необходимости рассчитывают получить поддержку от представителей трудового коллектива, в том числе бывшего.
- 15 % полагают, что поддержку им могут оказать общественные организации.
- 1,7 % опрошенных в качестве источника возможной помощи указали сетевые сообщества, в которых они состоят.
Проблема доверия
Следующий вопрос, ответы на который искал исследователь из Президентской академии, можно сформулировать примерно так: где густо, а где пусто? Не получится ли так, что помогать одним пенсионерам бросятся сразу и родственники, и государство, и даже френды по интернету, а на призыв других не откликнется вообще никто? И этот ответ был получен.
- 30 % полагают, что поддержку окажут две группы.
- 29 % оценивают в качестве вероятной получение помощи лишь от одной из групп.
- 19 % — от трёх.
- 12 % российских пенсионеров полагают, что в случае необходимости за них горой встанут представители четырёх и более групп.
- 10 % опрошенных посетовали на полное отсутствие потенциальных ресурсных доноров.
«Обобщая, — пишет в заключении автор, — важно подчеркнуть: на фоне стабильно благополучной системы межличностных отношений в достаточно узком сегменте близких родственно-дружеских контактов пенсионеров опасения вызывает негативная динамика их социального доверия за пределами ближнего круга… Проблемой при этом представляется тот факт, что основные надежды возлагаются на межличностные, а не на институциональные контакты. Подобная ситуация свидетельствует об ограниченности цепочек социальных взаимодействий, что сужает потенциал социальной устойчивости россиян старшего возраста».
Чем можно помочь?
Действительно, по каким причинам пенсионеры при наступлении жизненных трудностей в первую очередь обратятся к родственникам и друзьям, а лишь затем — к государству, общественным организациям и далее по списку? И это при несопоставимых финансовых возможностях первой и второй категорий спонсоров. Ответ на этот вопрос, в частности, можно найти в рекомендациях сотрудника Президентской академии.
Под номером один следует совет добиться «ограничения мошеннических действий в отношении старших когорт населения». И с этим трудно не согласиться. Эпидемия телефонного мошенничества, пожалуй, уже хотя бы раз коснулась всего взрослого населения России. Представляются злоумышленники чаще всего именно сотрудниками государственных органов: полиции, прокуратуры, ФСБ, Росфинмониторинга…
Рекомендация № 2 — расширение эффективных мер социальной поддержки пенсионеров. С этим тоже трудно не согласиться, как и с третьим советом: создание условий для развития общественных организаций и объединений, сфокусированных на поддержке уязвимых групп пенсионеров.
Оцените материал
Leave a Reply