Серия взрывов в лондонском метро летом 2005 года сильно ударила по престижу британских сил правопорядка. Пытаясь как можно быстрее доказать свою состоятельность, английские полицейские совершили преступление.
Поезд дальше не идет
После атаки на Лондон 7 июля 2005 года, жертвами которой стали 52 человека, британские спецслужбы развернули настоящую охоту на лиц, причастных к совершенным терактам, а также на «спящие» ячейки боевиков.
22 июля 2005 года в вагон лондонского метро на станции «Стокуэлл» ворвались несколько вооруженных людей. Они бросились к молодому человеку, который зашел перед ними и сел на свободное место. Парень не успел никак среагировать, когда загремели выстрелы.
Судебно-медицинская экспертиза установила, что погибший получил семь пуль в голову. Никаких шансов выжить у него не было. Убийцы представились шокированным пассажирам полицейскими, которые обезвредили опасного террориста.
Впоследствии британские специалисты по антитеррору объясняли — шквал пуль в голову нужен был, чтобы потенциальный смертник не успел привести в действие взрывное устройство, а попадания в тело могли вызвать детонацию.
Стена Жана Шарля де Менезеса возле станции метро «Стоквелл». Фото: en.wikipedia.org
Просто рабочий
Однако у убитого на станции «Стокуэлл» никакого взрывного устройства не было. Ни к терроризму, ни к криминалу он отношения не имел.
27-летний бразилец Жан Шарль де Менезес с 2002 года предпринимал попытки обустроиться в Британии. Получить вид на жительство ему не удавалось, однако он находил способы для того, чтобы оставаться в стране легально. Имея специальность электрика, в Лондоне он зарабатывал на жизнь, занимаясь монтажом и ремонтом электрооборудования. 22 июля Жан Шарль получил очередной заказ, на который и отправился.
Когда стало ясно, что у расстрелянного полицейскими Менезеса не было ничего, что могло бы связать с его терроризмом, стражи порядка объяснили, что напали на него из-за «подозрительного поведения». Якобы бразилец был похож внешне на одного из тех, кто проходил по ориентировке, и поэтому за ним следили. В роковой день он, по словам полицейских, вышел на улицу в зимней куртке, что выглядело странно. Затем на входе в метро он перепрыгнул через турникет, и группа, наблюдавшая за ним, посчитала, что он пытается скрыться. А уже в вагоне полицейские решили, что мужчина «опасен».
Карточка в рюкзаке
Однако проверка фактов не подтвердила почти ничего. Никакой зимней куртки на Менезесе не было — он шел в обычной джинсовке. Соврала полиция и про прыжок через турникет: камеры зафиксировали, что бразилец оплатил проезд карточкой. Жан Шарль действительно побежал по платформе, чтобы успеть на подошедший поезд, однако свидетели в вагоне уверяли, что никакой агрессии он не проявлял.
Так из-за чего Менезеса расстреляли? Расследование показало, что произошла целая цепь событий, приведшая к этому.
21 июля британские полицейские обнаружили новые взрывные устройства в рюкзаках, которые, к счастью, не сработали. В одном из них была карточка спортзала без имени, но с указанием дома, в котором жил ее владелец.
Мозаика возле станции Стоквелл. Фото: en.wikipedia.org
Хроника убийства
За домом немедленно была установлена слежка, и группе наблюдения было предписано выявлять лиц, которые могли подходить под ориентировки разыскиваемых. Менезес был брюнетом, и один из стражей порядка принял его за выходца из стран Ближнего Востока, найдя сходство с одним из портретов потенциальных террористов. Однако никто, кроме этого наблюдателя, сравнения не проводил.
Утром 22 июля один из офицеров группы наблюдения отлучился в туалет, а придя назад, обнаружил, что Менезес вышел из дома и уже куда-то уходит. Его доклад наверх был паническим, из него выходило, что террорист явно пытается скрыться.
Главным лицом антитеррористической операции в Лондоне была в тот момент офицер полиции Крессида Дик. Спустя несколько лет она станет начальником полиции Лондона, будучи не только первой женщиной, но и первой лесбиянкой* в этом качестве.
Получив доклад о подозреваемом, Крессида Дик отдала команду подчиненным: в метро Менезеса не допускать, в случае крайней необходимости стрелять на поражение.
Однако желающих останавливать Менезеса самостоятельно не нашлось, и ждали вооруженную спецгруппу, которая прибыла, когда бразилец уже спустился на станцию. Полицейские с «лицензиями на убийство», имея информацию, что перед ними взрывник, не стали церемониться и изрешетили несчастного пулями.
Концы в воду, родственникам — компенсация
Когда стало ясно, что убили невинного, появился пресс-релиз: «Это трагедия, о которой полиция Лондона сожалеет».
Расследование растянулось на несколько лет. В его ходе выяснилось, что полиция «подчищала» имеющиеся сведения. Выяснилось, что изначально личность Менезеса была установлена правильно, и была даже сделана запись: «Угрозы не представляет». Ее, однако, не приняли во внимание.
Потом оказалось, что группе, изначально следовавшей за Менезесом, было предписано остановить его и провести опрос на предмет того, может ли он что-либо знать о владельце карточки, найденной накануне. Это означает, что бразильца рассматривали как свидетеля. Но полицейские из этой группы, называя вещи своими именами, просто струсили. Вместо опроса они заявили, что Менезес «подозрительно меняет маршрут», из-за чего было решено срочно его задерживать.
Никого из стражей порядка к ответственности не привлекли. После четырех лет разбирательств родственникам погибшего выплатили компенсацию в 100 000 фунтов.
Крессида Дик ушла с поста начальника полиции Лондона после серии скандалов, связанных со злоупотреблениями ее подчиненных, включая уголовные преступления. Впрочем, саму представительницу меньшинств отдавать под суд никто и не подумал.
* ЛГБТ — организация признана экстремистской и запрещена в России, публичная демонстрация ее символики и атрибутики запрещена
Оцените материал
Leave a Reply