Еженедельник «Аргументы и Факты» № 23. Доказательства на лицо 04/06/2025
В этом году ещё больше выпускников выбрали для сдачи на ЕГЭ физику, профильную математику, химию и биологию. Это будущие врачи, инженеры, конструкторы и… продавцы.
Исследования Минобрнауки показали, что из всего выпуска студентов-инженеров до 30% работают на должностях, не требующих высшего образования. Как и почему исчезает значительный кадровый резерв, так необходимый экономике?
Начинается всё позитивно.
«С каждым годом всё больше школьников в качестве сдачи экзамена выбирают физику, биологию, химию. По сравнению с прошлым годом примерно на 20% больше школьников выбрали естественно-научные предметы на ЕГЭ», — сообщил министр просвещения РФ Сергей Кравцов. Но уже через несколько лет этот плюс превращается в минус. «По инженерным направлениям до 32%, а по некоторым и до 40% за время учёбы студентов-инженеров теряется. Из выпускников-инженеров примерно только 75% работают на должностях, требующих высшего образования», — рассказал замминистра науки и высшего образования Дмитрий Афанасьев.
Пропавшие технари
Если почти треть выпуска с инженерных направлений не идут на должности, связанные с высшим образованием, то где они работают? «Как правило, торгуют микроэлектроникой», — отвечает замминистра.
Причина первой потери — на этапе учёбы — на поверхности. Так как на инженерные специальности выделяется много бюджетных мест (за последние 5 лет их стало больше на 20 тысяч), то поступающих, особенно в региональных вузах, иногда оказывается столько же, сколько и мест, и берут всех желающих.
Но поступить — это одно, а осваивать программу высшей школы — другое. Ведь для получения приличных проходных баллов не нужно глубокого знания предмета, достаточно научиться решать типовые задачи. В результате каждый год мы слышим истории, как в той же Бауманке люди не смогли сдать первую сессию и в лучшем случае перевелись в вуз попроще, а в худшем — отчислились. Ещё печальнее ситуация, когда готовые специалисты не приходят в профессию. Государство затратило немалые деньги на обучение инженеров, а в итоге их не получило. Примерно та же картина с медиками, учителями.
«Возможность подавать документы для поступления в несколько вузов и на несколько специальностей в каждом приводит к тому, что многие идут не туда, о чём мечтали с детства, а туда, куда хватит баллов, — считает народный учитель России, профессор РГПУ имени А. И. Герцена и замдиректора Президентского физико-математического лицея № 239 Санкт-Петербурга Сергей Рукшин. — Ты не целевой абитуриент для, скажем, военно-механического и кораблестроительного вуза. Для тебя это всего лишь возможность зацепиться в большом городе. Понятно, что такие выпускники не пойдут работать по профессии. Такая система развращает и преподавателей. Недавно коллега из другого вуза признался: «Зачем я буду надрываться их хорошо учить, они всё равно по специальности работать не станут».
Не учат и не учатся
Одни уходят в коммерцию — там выше зарплаты, другие не могут работать в сфере высоких технологий, так как уровень подготовки годится разве что для торговли. Корень проблем известен. «Это падение качества преподавания математических и естественно-научных дисциплин в школе», — отмечает замминистра Афанасьев.
«Причины — нехватка учителей и уход поколений опытных педагогов. Да, ЕГЭ выполнил свою миссию, — продолжает Рукшин. — Он помог бороться с коррупцией приёмных комиссий. Но породил новые проблемы: для поступления достаточно 2–3 предметов, а остальные можно не учить. Уже на входе мы имеем людей, которые полноценно не готовы к получению профессии. И не имеем, наоборот, способных и мотивированных. Ребёнок, мечтающий строить самолёты или ракеты, часто сосредоточивается в школе на любимом предмете. У него могут быть отличные оценки по математике и физике, но вот русский язык слабоват. Зато балбеса, у которого везде не очень, но в сумме хорошо (за счёт того же русского, например), примут в вуз в первую очередь — по сумме баллов ЕГЭ».
Но и в вузах многое надо менять, обновлять программы обучения. В Минобрнауки намерены осовременить перечень инженерных специальностей — ряд программ устарел, а некоторые профессии, наоборот, отсутствуют, хотя и востребованы.
Образование всегда на благо
Главный научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина:
— Выпускники-инженеры часто уходят туда, где больше платят. На госпредприятиях или в компаниях с большим госучастием, где нужны такие кадры, заработки порой в 2–3 раза меньше, чем у доставщиков пиццы. Но, может быть, не так уж и плохо, что в стране прибавляется людей с вузовскими дипломами, пусть и не всегда работающих по специальности? Обучение в университете формирует другую культуру общения, мировоззрение. Растёт образованность населения в целом — это плюс… Другой вопрос, что высшее образование для работы в бизнесе, торговле, сервисе государство может дать и по более низкой стоимости.
Оцените материал
Leave a Reply