
Оператор промышленных роботов, медицинский физик, квантовый программист, инженер лунной АЭС… Это не из фантастики и не из параллельной реальности — это наш завтрашний день, в который открывают дверь российские атомщики, отмечающие 80-летие отрасли.
Облака вероятности
«Атом — наш!» — написано на метросоставе, который готовится к выходу на оранжевую ветку. Атом, конечно, наш, поскольку именно наши учёные, ещё даже не закончив работу над военным проектом, заложили основы использования ядерной энергии в мирных целях. И нынешнее 80-летие российской атомной отрасли является по сути юбилеем для всего мира.

Скоро этот состав отправится на калужско-Рижскую линию. Фото: АиФ/ Юлия Федотова
На синем фоне яркие пятна столь знакомого каждому русскому человеку орнамента. Хохлома? Хохлома. Но не только.
Дизайнеры немного преобразили традиционную роспись, заложив в неё физические смыслы. Каждый красный изгиб имеет оттенки — от оранжевого до сиреневого, и эти радужные «цветы» и «бабочки» изображают квантовую электронную модель атомов.
Да-да, атом выглядит совсем не так, как мы рисовали в школе: ядро, вокруг которого по трём орбитам бегают электроны. На самом деле есть так называемые облака вероятности, на которых могут находиться электроны и которые принимают разные формы. А все вместе эти милые пёстрые фигурки показывают квантово-механическую природу мира.

Поезд отправляется. Фото: АиФ/ Юлия Федотова
Инженер лунной АЭС
Ну, а внутри поезда — вехи атомной отрасли, достижения, люди. И — профессии. Какие-то звучат привычно (инженер-конструктор), какие-то имеют отпечаток современности (оператор промышленных роботов), а есть названия, которые навевают ощущение, что ты находишься не здесь и сейчас, а где-то в фантастическом фильме или в будущем. Медицинский физик, инженер-термоядерщик, квантовый программист, инженер лунной АЭС…
Но директор департамента коммуникаций госкорпорации «Росатом» Андрей Тимонов заверяет, что никакой фантастики нет. «Уже в конце следующего десятилетия мы приступим к монтажу первой космической атомной электростанции на Луне. И отребуется первый отряд космонавтов — пусконаладчиков атомных энергетических установок в условиях низкой гравитации. Это не шутка — это то, что должно случиться в ближайшие 15-20 лет».

Андрей Тимонов заверяет – всё это не фантастика. Фото: АиФ/ Юлия Федотова
Профессии настоящего
Квантовый программист — тоже весьма загадочная с позиции сегодняшнего дня профессия, ведь полноценных квантовых компьютеров ещё нет и появятся они, как прогнозируют, только в начале следующего десятилетия.
«Но люди, которые умеют работать с ними, умеют создавать алгоритмы для этих компьютеров, нужны уже здесь и сейчас, — объясняет Тимонов. — Алан Тьюринг, когда ещё не было никаких компьютеров, уже начал изобретать первые языки программирования, писать первые программы. Потому что он уже тогда понимал, что компьютеры появятся не сегодня-завтра. Так и с квантовыми компьютерами».
«На самом деле маленькие компьютеры уже есть, — добавляет руководитель научной группы „Росатом Квантовые технологии“ Дмитрий Чермошенцев. — В России 4 таких компьютера на всех основных платформах: два 50-кубитных на ионах и на нейтральных атомах, 25-кубитный на фотонах и 16-кубитный на сверхпроводниках. Алгоритмы отрабатывать можно уже на этих и готовиться к тому, что мы сделаем уже большие компьютеры, которые так нужны».

Дмитрий Чермошенцев говорит, что квантовые компьютеры уже есть. Фото: АиФ/ Юлия Федотова
А вообще, новые профессии в столь технологичной отрасли появляются непрестанно. Дмитрий Метляев, завлабораторией перспективных лазеров Троицкого института инновационных и термоядерных исследований, говорит, что в его направлении уже есть потребность в лазерных связистах, а скоро понадобятся операторы лазерных бурильных станков.
В прошлом году, вспоминает он, с помощью лазера демонтировали кран на Курганской ТЭЦ высотой более 30 метров. Задача была — разрезать его и сделать это так, чтобы при падении не повредить инфраструктуру. Лазер, расположенный на удалении 100 метров от крана, её выполнил.
«Наш ответ Старлинку — космическая связь, которая осуществляется при помощи лазеров, — продолжает Метляев. — Сейчас разрабатываем технологию лазерного бурения, чтобы заменить существующие буровые установки на нефтегазовых скважинах».

Дмитрий Метляев рассказал, что лазеры могут заменить традиционные буры в нефте- и газодобыче. Фото: АиФ/ Юлия Федотова
Ещё одна важная и уже востребованная профессия — разработчик новых материалов. Один из таких материалов — карбон.
«Весь карбон в нашей стране производится на предприятиях „Росатома“, — поясняет Андрей Тимонов. — Мы давно занимаемся этим материалом не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня. Так, крыло самолёта МС-21, нашего перспективного лайнера, сделано именно из карбонового материала, что дало возможность снизить вес крыла на 15% и при этом сохранить все его прочностные характеристики».
«Примерить» на себя
Наши атомщики занимаются ещё и разработками в области медицины и сельского хозяйства — и для работы в этих областях тоже требуются специалисты.
Обо всех новых профессиях в «атомном поезде» можно не только узнать, но и «примерить их на себя». Силуэты космонавтов, программистов, капитанов ледоколов нарисованы на окнах, и когда поезд идёт в тёмном тоннеле, ребёнок может пристроиться так, чтобы на фото силуэт его описывал.
Глядишь, так кто-то из подростков заинтересуется — выйдет из поезда на станции «ВДНХ» и пойдёт в музей «Атом», который находится на территории ВДНХ, чтобы погрузиться в тему более основательно. А потом, возможно, и найдёт свой путь в отрасли.

О профессиях можно не только узнать, но и «примерить» их на себя. Фото: АиФ/ Юлия Федотова
И это тоже не фантастка, ведь в метрополитене подсчитали, что до конца декабря в поезде побывают порядка 1 миллиона 700 тысячи пассажиров.
«Получается, что это будет одна из самых популярных передвижных выставок в городе Москве», — сказал заместитель начальника Московского метрополитена Павел Ковалёв.

Павел Ковалёв сказал, что до конца декабря в этом поезде побывают порядка 1 миллиона 700 тысячи пассажиров. Фото: АиФ/ Юлия Федотова Оцените материал
| Подписывайтесь на АиФ в
MAX |

Leave a Reply