ИнфоВес

ИнфоВес — Новости Мира

«Весь русский народ». Почему Украина не имеет прав на Богдана Хмельницкого

430 лет назад, 6 января 1596 года, в семье подстаросты города Чигирин родился сын. Дело было вроде бы в Польше. Во всяком случае, город Чигирин тогда был приписан к Киевскому воеводству Малопольской провинции. Однако по факту всем было понятно, что в русской семье и на исконно русской земле родился русский же человек по имени Богдан Хмельницкий.

Впоследствии он не раз и не два будет подтверждать свой статус русского человека и на словах, и делами. И вот тут, как ни странно, очень трудно понять, что же важнее на сегодняшний день — слова Богдана Михайловича, или всё-таки его дела.

Обычно считается, что всё поверяется именно делом, согласно евангельскому принципу: «Итак, по плодам их узнаете их». Но если что-то касается такой странной конструкции, как Украина, то тут держи ухо востро — идеология украинства как будто специально придумана для того, чтобы поставить всё с ног на голову, извратить, назвать чёрное белым, а белое — чёрным, а под шумок присвоить себе всё ценное.

Действительно, что считается главным делом, которому Богдан Хмельницкий посвятил свою жизнь? Правильно — воссоединение разделённых некогда ветвей единого русского народа, которое в историографии прописалось под именем «Воссоединение Украины с Россией».

Но это в нормальной историографии. В сознании идеологов украинства главное дело жизни Богдана Хмельницкого выглядит принципиально иначе. И началось это не сегодня и даже не вчера. А в далёком 1862 году, когда один из идеологов украинства, Павел Чубинский, написал стихотворение-песню, что было впервые опубликовано в 1863 году львовским журналом «Мета». Сейчас это произведение, слегка подкорректированное, является текстом государственного гимна Украины. Да-да, печально знаменитое «Ще не вмерла». При производстве нынешнего гимна там вполне предсказуемо оставили строчки про врагов Украины, которые «сгинут, как роса на солнце». А вот указание на этих самых врагов, в борьбе с которыми автор призывает «лечь головами», предусмотрительно изъяли.

Между тем, Чубинский и не думал скрывать, на кого он призывает ополчиться. Вот третий куплет его песни:

Ой, Богдане, Богдане, славный наш гетмане!
Зачем отдал Украину москалям поганым?
Чтоб вернуть её честь, ляжем головами,
Назовёмся Украины верными сынами!

Что же из этого следует? Прежде всего то, что ненависть к России прописана в идеологии украинства на базовом уровне. Это если рассуждать глобально.

А если речь идёт конкретно о гетмане Богдане Хмельницком, то выйдет следующее. С точки зрения идеологов украинства, в главном деле своей жизни Богдан Михайлович, присоединив Украину к России, допустил чудовищную ошибку. Но кто без греха? Зато во всём остальном, по их мнению, он оставался чистейшей воды украинцем, своим в доску, «славным гетманом Хмелем», который спал и видел Украину богатой и процветающей.

Насчёт богатства и процветания не поспоришь. Но вот насчёт всего остального… Начнём с того, что никакой «Украины» или «украинского народа» в те времена просто не существовало. И сам Богдан Хмельницкий, попади к нему какой-нибудь идеолог украинства, безмерно бы удивился, что его записывают в борцы за какую-то там «Украину». Его программа освобождения малороссийских земель из-под гнёта Польши была проста и ясна и ему, и всем, кто там проживал: «Выбью из лядской (польской) неволи весь руський народ… Лядская земля згинет, а Русь будет господствовать».

А проживало там немало народа. И автор будущего гимна Украины не мог не знать, что за присоединение к России проголосовало практически всё население тех земель. В 177 городах было опрошено более 127 тысяч казаков, мещан и вольных войсковых селян, и все они принесли присягу «Царю русскому, православному». Да, женщин и холопов никто не спрашивал, но для XVII века такой референдум был более чем легитимным.

Но автор провокационной песни предпочёл закрыть на это глаза. В самом деле, зачем вспоминать, что в Россию хотел влиться весь народ Малороссии, потому что ощущал себя таким же русским народом?

И не только поэтому. В 1653 году в Польше было принято решение не дожидаться, пока воссоединение состоится, а сделать так, чтобы воссоединяться было некому. На экстраординарном сейме Речи Посполитой приняли постановление, о котором в Москву доносили следующее: «А на сейме ж приговорили и в конституции напечатали, что казаков как мочно всех снести». То есть уничтожить поголовно. И сразу начали действовать. Войско каштеляна Киевского Стефана Чарнецкого численностью в 15 тысяч сабель захватило города Коростышев, Самгородок, Прилуки и устроило настоящую резню, убивая всех, включая стариков и грудных детей.

На следующий год состоялась та самая Переславская Рада, где разделённые ветви русского народа воссоединились. И началась война Русского царства с Речью Посполитой. Война за объединённый русский народ. Война, в ходе которой гетман Хмельницкий показал себя даже более русским, чем русский царь Алексей Михайлович. Тот спросил у гетмана, где, по его мнению, надлежит установить рубеж между Русским царством и Польшей. И Богдан Хмельницкий ответил так: «Как при исконных предках вашего царского величества, святой памяти российских князей было, так пусть и будет, чтоб рубеж Российский по Вислу-реку был, аж до венгерские границы». Это сейчас те земли называют Западной Украиной, плодя странные и уродливые химеры. Для Богдана Хмельницкого Украины не существовало — ни Западной, ни какой бы то ни было ещё. Существовал только «Рубеж Российский» и единый русский народ.

Оцените материал

Подписывайтесь на АиФ в  

MAX

Источник aif.ru

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *