ИнфоВес

ИнфоВес — Новости Мира

Любовный треугольник и сонм открытий. Жизнь и судьба Ивана Сеченова

АиФ Здоровье № 23. ХОБЛ после 40 лет опаснее рака лёгких 09/12/2025

«Отец отечественной физиологии», как назвал Ивана Михайловича Сеченова другой великий врач и учёный – Иван Павлов, открыл первую российскую физиологическую научную школу и естест­венно-научное направление в психологии. Имена этих двух гениев науки сегодня носят главные медицинские университеты страны. 

Путь к призванию

Иван Михайлович Сеченов родился 13 августа 1828 года в селе Тёплый Стан Курмышского уезда Симбирской губернии. Самый младший, восьмой сын мелкопоместного дворянина и бывшей крепостной мог бы стать великим физиком, так как по его собственному признанию был силён в математике и точных науках. Он даже учился в инженерном училище в Петербурге. Правда, был вынужден уйти из-за своего бунтарского характера – не стерпел политику доносов, которая там процветала. 

Был у него шанс преуспеть и на военном поприще, но, прослужив пару лет в чине прапорщика, Иван Михайлович подал в отставку, так как решил учиться медицине. Именно в этой нау­ке он и нашёл своё истинное призвание, а мир получил одного из гениев, приоткрывшего завесу тайны над тем, как связаны физика и психика, то есть рефлексы и работа нашего мозга. Сеченов первым догадался, что поведение человека диктуется не «чистой волей», а динамикой нервных процессов, которую, как выяснилось, можно даже измерить.

И. М. Сеченов в молодости. Фото: ru.wikipedia.org/

Профессор в 32

Впрочем, этому и другим открытиям предшествовал долгий путь. Сначала Сеченов получил звание лекаря, от­учившись на медицинском факультете Московского университета. Кстати, во время учёбы он всерьёз подумывал оставить медицину, как раньше инженерное и военное дело, поскольку лечить больных по стандартным схемам, не разобравшись в глубинных причинах возникновения болезней, ему было неинтересно. И, возможно, мы бы никогда не узнали имя великого врача, философа, историка, психолога, литератора и даже актёра (Сеченов играл Скалозуба в самодеятельном театре), не встреться на пути Ивана Михайловича хирург Фёдор Иванович Иноземцев, труды которого вдохновили молодого учёного на научные поиски. 

Получив наследство, Сеченов пустил все деньги на своё образование. Учился врачебному делу в Вене, Берлине, Гейдельберге, а затем, вернувшись на родину, защитил докторскую диссертацию на всегда актуальную на Руси тему алкогольного опьянения и в 32 года стал профессором Императорской медико-хирургической академии в Санкт-Петербурге. А чуть позже он написал свой гениальный труд «Рефлексы головного мозга».

Фото: Коллаж АиФ

«Животное электричество»

Современники считали, что Сеченов был прообразом Базарова – героя романа Тургенева «Отцы и дети». Во всяком случае идея героя – учёного-подвижника, отдавшего себя науке, – Тургеневу пришла именно во время лекций Сеченова, на которых тот самозабвенно рассказывал о своих опытах с лягушками. В романе этих земноводных увлечённо препарировал и Базаров. 

Сеченов погружал задние лапки лягушки в раствор серной кислоты и засекал время, через которое та их отдёрнет. Так работает обычный рефлекс. Но когда учёный, вскрыв лягушачий череп, положил кристалл соли на зрительные бугры мозга животного, выяснилось, что естественный рефлекс замедляется – лапку лягушка отдёргивала не сразу, а с заметным опозданием. Именно так был открыт механизм центрального торможения. Он был описан в вышедшем в 1863 году труде Ивана Сеченова «Рефлексы головного мозга». Учёный доказал, что высшей нервной деятельностью человека управляют два процесса – возбуждение и торможение. Но только головной мозг человека, в отличие от спинного, способен тормозить возникающие рефлексы. 

Рисковал свободой

Современники «вредного» для нравст­венности открытия не приняли. Смириться с тем, что любая наша деятельность основана исключительно на рефлексах – откликах нервной системы на внешние стимулы, – было непросто. Поэтому вскоре весь тираж книги был арестован, а самого Сеченова чуть не привлекли за «подрыв общественных устоев» и «развращение нравов». 

Особенно негодовал Петербургский митрополит Исидор, которого возмущало, что учёный в попытке объяснить внутренние движения человека внеш­ними влияниями на нервы ставит под сомнение бессмертие духа. Священник даже призывал сослать нечестивца в Соловецкий монастырь. Но после выигранного Сеченовым суда его оправдали, а книгу снова разрешили. Правда, ещё 20 лет на всякий случай этот научный труд не изымали из списка книг, запрещённых для хранения в библиотеках. От греха подальше, как говорится.

Сергей Боткин, Иван Сеченов, Венцеслав Грубер. Фото: Коллаж АиФ

Что делать?

Личная жизнь учёного достойна от­дельного рассказа. Кстати, как он сам был прототипом не только Базарова, но и Кирсанова, героя романа Чернышевского «Что делать?», так и его супруга Мария Александровна Бокова стала прообразом Веры Павловны из того же произведения. Мария была ученицей Сеченова и заодно женой его товарища Петра Бокова. Когда того арестовали за распространение прокламаций, Сеченов всячески поддерживал ученицу и не заметил, как влюбился. А та – в него. Они долго не решались ни расстаться, ни разорвать любовный треугольник. Наконец не выдержали и сбежали за границу. Там Мария стала врачом, работала вместе с Иваном Михайловичем. А поженились они лишь спустя много лет. Новобрачному на тот момент было уже 59. Жили супруги счастливо, ведь их объединяла любовь не только друг к другу, но и к общему делу.

Певица Антонина Нежданова (справа) в гостях у Ивана Михайловича (в центре) и Марии Александровны (слева) Сеченовых. Фотография 1904 года. Фото: РИА Новости

Сонм открытий

Сеченов много преподавал, был по­пуляризатором науки, умел афористично и доступно донести до слушателей самую сложную научную теорию. И конечно, сделал множество открытий. Например, предвосхитил зарождение бихевиоризма, науки о поведении. Обосновал, почему работать свыше 8 часов в день вредно и непродуктивно. 

Также он разработал ряд способов изучения газообмена между кровью и тканями, организмом и внешней средой. Продолжил исследования нервно-мышечной физиологии, издав другой свой масштабный труд – «Физиология нерв­ных центров». Открыл механизм кинестезии, или проприоцепции, – мышечного чувства, благодаря которому человек даже с закрытыми глазами понимает, лежит он или стоит и что делают при этом его ноги и руки. 

Позднее, в 1932 году, за подобное открытие британский физиолог Чарльз Шеррингтон получил Нобелевскую премию. Но справедливости ради, британец никогда не скрывал, что лишь развил идеи великого русского физиолога, к тому времени уже ушедшего из жизни.

Могила И. М. Сеченова и его жены на Новодевичьем кладбище и памятник ученому. Фото: Коллаж АиФ

Умер Сеченов осенью 1905 года от осложнения после простуды. Детей у него не было. Всё своё состояние он завещал крестьянам родного села, а средства от издания трудов – рабочим курсам, на которых преподавал. 

Оцените материал

Подписывайтесь на АиФ в  

MAX

Источник aif.ru

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *