ИнфоВес

ИнфоВес — Новости Мира

Погибшим бойцам СВО. Матери и жёны военных за свой счет обустроили мемориал

Еженедельник «Аргументы и Факты» № 47. Их звёздный век 19/11/2025 Сюжет Спецоперация РФ в Донбассе и на Украине

Первый и пока единственный мемориал на освобождённых землях России, на котором увековечены имена героев СВО, установила своими силами жена офицера из Феодосии Елена Темирханова. После того как она своими глазами увидела изрубленные снарядами деревья и разорванную взрывами боевую технику, решила, что сделает всё возможное, чтобы на месте первого боя крымских десантников стоял монумент погибшим воинам.

До и после 

Чувства, что завтра начнётся война, не было. Солдаты-контрактники и офицеры находились на полевых учениях и должны были скоро вернуться. Женщины, поздравив своих мужчин с праздником 23 февраля, занимались привычными домашними делами, и только к ночи на душе стало тревожно. Лишь утром, посмотрев телевизор, жёны и матери феодосийских десантников всё поняли.

«У меня такого никогда не было. Я проснулась в 4 часа утра и не находила себе места, — так описывает своё состояние жена молодого офицера Елена Темирханова. — Включила телевизор и узнала, что началась спецоперация».

Елена и её сыновья Ислам и Али Темирхановы. Фото: из личного архива

Схватив десятимесячного сына, она побежала в часть. Там уже были почти все жёны военных. «Я не знаю, как это объяснить словами, — пытается передать свои чувства молодая женщина, которой на тот момент был всего 21 год. — Кажется, я словно мгновенно повзрослела. На руках маленький ребёнок, муж на войне. Мир мгновенно разделился на до и после».

Первые потери

Как только представилась первая оказия, жена офицера, оставив сына родителям, на своей машине поехала на передовую с гуманитарной помощью. Под Херсоном ещё было горячо, но Лену это не останавливало. За пределами Крыма дорожное полотно было вывернуто гусеницами танков, кругом зияли воронки от взрывов. Неподалёку от села Ставки Херсонской области на обочине Елена увидела сожжённую технику. Как рассказывает женщина, в тот момент её словно что-то подтолкнуло остановиться и расспросить, что же здесь произошло. Местные жители рассказали, что на этом месте был бой русских десантников с частями ВСУ.

Позже Елена выяснила, что именно в Ставках, в 13 километрах от крымской границы, произошёл первый бой десантников 11-й бригады и украинских пограничников. Здесь наша десантура понесла первые потери.

Фото: из личного архива

«Я решила, что надо выяснить, кто погиб, и установить на этом месте обелиск с именами солдат, сложивших голову на Херсонском направлении, — рассказывает Елена Темирханова. — Первым погибшим был Валерий Коваленко из нашего 56-го полка. Родственники павших бойцов, с которыми я связывалась, меня поддержали. Мы собрали между собой деньги и заказали стелу. На ней фамилии, которые нам удалось на тот момент установить. Это бойцы 11-й десантной бригады и 56-го десантно-штурмового полка».

Имена на стеле

Когда мы с Еленой подъехали к памятнику, у него стояли двое военных без головных уборов. Один из них чуть наклонился и показал товарищу на фамилию в середине второго ряда. Они ещё немного постояли и, перекрестившись, ушли. На противоположной стороне дороги их дожидался армейский грузовик, который уехал в сторону Херсона.

«Здесь часто останавливаются военные, — пояснила Елена. — Находят знакомые фамилии. Судя по всему, эти ребята из тех, кто первым заходил на Херсонщину. У нас на стеле почти все погибшие в 2022 году».

Женщина обратила моё внимание на одну из строчек: Александр Патрашку 22.01.2001 — 03.09.2022. Елена пояснила, что когда собирала сведения о погибших, то бойцы, которые служили с Александром, рассказали о случае, произошедшем с ними уже после его смерти. По словам однополчан, парень погиб в сентябре во время вражеского ракетного удара. А в октябре, когда дали приказ перегруппировываться, ребята из взвода Патрашку увидели бойца, как две капли воды похожего на Александра, который стоял на пригорке и махал им рукой. Он словно давал понять, чтобы они уходили от перекрёстка, к которому направлялись. Бойцы под впечатлением от такого сходства пошли по другой дороге, а через 30 секунд ВСУ накрыли перекрёсток ракетным залпом.

Елена показала и на строчку — Попов Александр Николаевич. Старший лейтенант Попов погиб в бою у села Потёмкино. Его взвод сдерживал наступление двух рот боевиков. Во время боя офицер получил два ранения, но остался со своими солдатами. На поле боя остались лежать два десятка нацистов и догорали семь единиц техники. Но второе ранение оказалось для Попова смертельным. За этот бой Александр был удостоен звания Героя России посмертно.

Помощь свыше и тормоз снизу

Стоя у мемориала, я обратил внимание, что здесь всё более-менее облагорожено. Лежит плитка, стоят флагштоки, но почему-то только одна стела с именами, хотя Елена говорила и о других.

«Когда устанавливали первую плиту с именами, то всё делали своими руками. Муж как раз был в отпуске, он сам залил фундамент, а затем мы привезли сюда первую стелу, — вспоминает женщина. — Даже не думали, что она такая тяжёлая. В машину её нам загрузили, а установить на месте самим было нереально».

По словам Елены, опять произошло что-то похожее на чудо. До этого на дороге не было ни одной машины, и вдруг откуда-то подъехали военные. Они помогли поднять и поставить памятник на своё место.

Помогли и дорожники, которые подправили направление федеральной трассы Симферополь — Херсон. Темирханова говорит, что по проекту дорога проходила прямо по мемориалу, но дорожники, узнав об этом, решили принять немного в сторону, чтобы не задеть памятное место.

А вот с оставшимися плитами творится что-то непонятное. «Вторая плита была готова к установке ещё в мае 2024 года, но сделать это херсонские власти нам пока не разрешают», — рассказывает Елена. Женщина пояснила, что местная администрация объясняет задержку желанием разбить здесь парк, а потом уже установить оставшиеся памятные плиты.

«Но парка до сих пор нет. Нам тоже не дают довести дело до конца. Родственники ребят, погибших за освобождение Херсонской области, пишут со всей страны. Они хотят, чтобы имена их близких были увековечены на плитах мемориала, — сетует Елена. — Сейчас, кстати, восстанавливаем фамилии бойцов, у которых не было родных».

Тем временем

Память земли

После того как была установлена первая плита мемориала, в поле зацвели маки. «Огромное маковое поле, которого раньше не было, — со слезами говорит Елена. — Когда-то здесь шли бои, а теперь, словно память земли, цветут красные маки».

Оцените материал

Подписывайтесь на АиФ в  

MAX

Источник aif.ru

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *