Сюжет Всемирная история с Андреем Сидорчиком

О смерти главаря Третьего Рейха Адольфа Гитлера в берлинском фюрербункере 30 апреля 1945 года хорошо известно. Но в этот же день последовала еще одна смерть, имеющая отношение к истории русского коллаборационизма в годы Второй мировой войны.

Смерть в гостинице «Эспланада»
В этот день в Загребе в своем штабе, расположенном в гостинице «Эспланада», скончался командующий Русским охранным корпусом Борис Штейфон. Официально было объявлено, что Штейфон умер от сердечного приступа, однако соратники в воспоминаниях писали о «впрыскивании» некоего лекарства, которое по приказу командующего перед этим сделал медик.
С одной стороны, старый белогвардеец Штейфон вполне мог избежать выдачи Советскому Союзу. Но, с другой, с него вполне могли спросить и югославы за те дела, что творились под его началом на Балканах.

Борис Штейфон в годы службы в Русской императорской армии; Во главе Белозерского полка на параде Добровольческой армии в Харькове, 1919 год. Фото: Коллаж АиФ
Вернее всего, дело в другом Борис Штейфон не смог пережить второго поражения, нанесенного ему «большевиками».
«Для защиты семей»
О Русском охранном корпусе в России пишут реже и неохотнее, чем об армии Власова. Некоторые исследователи даже пытаются найти у его членов некую «свою правду». Вот только все это не что иное, как попытки прикрыть одну из самых грязных страниц деятельности русской эмиграции.
Весной 1941 года Югославия была оккупирована вермахтом. Русский охранный корпус под началом гитлеровцев белоэмигранты создали в сентябре 1941-го, когда уже вовсю полыхала Великая Отечественная война. Предлогом для создания корпуса стала защита семей эмигрантов от террора со стороны югославских прокоммунистических партизан.

Немецкий танк входит в Югославию со стороны Болгарии; Товарная станция, которая была штаб-квартирой Гитлера во время вторжения. Фото: Коллаж АиФ
Нельзя сказать, что таких фактов не было, однако даже сочувствующие Русскому охранному корпусу исследователи признают — дальнейшие масштабы деятельности коллаборационистов просто несопоставимы с деяниями югославов.
«Я приведу вас в Россию»
К тому же уже в приказе о создании Русского охранного корпуса говорилось об истинных целях: «С Божьей помощью, при общем единодушии и выполнив наш долг в отношении приютившей нас страны, я приведу вас в Россию».
Немцам это не понравилось, и написавшего приказ генерала Михаила Скородумова посадили под арест, передав руководство создаваемой организацией Борису Штейфону.

Михаил Скородумов — белоэмигрант, создатель «Русского корпуса» в 1941 году; участники организации в Югославии. Фото: Коллаж АиФ
Задача, которую ставили немцы перед Русским охранным корпусом, была предельно проста — карательные операции против партизан. И участники формирования в этом деле проявляли большое рвение.
За одного убитого — 50 жизней югославов
Вот типичный пример. В мае 1943 года югославы устроили дорожную засаду, в которую попала машина с бойцами 1-го полка Русского охранного корпуса. Коллаборационисты отошли, потеряв пять человек.
В ответ на это боевики Русского охранного корпуса расстреляли 250 югославских заложников — с развешиванием сообщений с именами казненных и указанием, что расстрел произведен в отместку за убитых русских.
В октябре 1943 года в бою у села Брезняк Русский охранный корпус потерял трех человек — в отместку были казнены 150 югославских заложников.
Это не исключительные случаи, а обычная практика из деятельности русских коллаборационистов на Балканах, чьи преступления подробно описаны югославскими историками. Русский охранный корпус в этом смысле ничем не отличался от батальонов шуцманшафта, зверствовавших на оккупированных территориях СССР.
Особое мнение генерала Деникина
Удивительно, но сегодня некоторые видят разницу: мол, убивали-то они не соотечественников, стало быть, «это другое».
Но с такой трактовкой многие были несогласны даже в кругах эмиграции. Генерал Деникин в письме к начальнику Российского Общевоинского союза (РОВС) генерал-лейтенанту Архангельскому утверждал: «Самое злое дело — это «Шютцкор» — корпус, сформированный немцами из русских эмигрантов, преимущественно из членов РОВСа в Югославии, подавлял сербское национальное восстание против немецкого завоевания… У Вас не могло быть даже иллюзии, что немецкое командование пошлет «Шютцкор» на Восточный фронт, ибо оно никогда такого обещания не давало. В результате почти весь «Шютцкор» погиб. Погибло и множество непримиримых русских людей не только от злодейства чекистов, но и благодаря ненависти, которую вызвали в населении Югославии недостойные представители нашей эмиграции. Русскому имени нанесен был там жестокий удар».

Жители Югославии приветствуют советские войска (освобождение Югославии от фашистов), 1944 год. Фото: ru.wikipedia.org
Впрочем, до боев с Красной Армией Русский охранный корпус в 1944 году все-таки добрался. Но много думавшие о себе белые были вдребезги разбиты «большевиками», продемонстрировав поистине молодецкую удаль по части драпа.
Добежать до британцев
Уже после смерти Бориса Штейфона остатки Русского охранного корпуса под началом полковника Александра Рогожина добрались до Австрии, где 12 мая 1945 года сдались британцам.

Джеймс Стюарт Стил — генерал-адъютант Британских вооружённых сил. Фото: Commons.wikimedia.org
Западные союзники, а англичане особенно, после войны не брезговали никакими коллаборационистами, в каких бы преступлениях те не замарались. Формальная причина отказа в выдаче членов Русского охранного корпуса Советскому Союзу заключалась в том, что белоэмигранты никогда не были гражданами СССР.
Непосредственным укрывателем карателей стал британский генерал-майор Джеймс Стил. Благодаря его заботе, коллаборационисты из лагеря в Австрии стали растекаться по всему мира — они переезжали в США, Аргентину, Канаду, Бразилию и другие страны.
Едины в смерти
Сам Рогожин умер в США в 1972 году, и был похоронен на русском кладбище под Нью-Йорком, известном тем, что там установлен монумент в память о генерале Власове. Как видно, предателей и коллаборационистов всех мастей буквально тянет друг к другу — и при жизни, и после смерти.
После развала СССР некоторые преуспевшие в бизнесе потомки членов Русского охранного корпуса приложили немало усилий, чтобы обелить память предков в России. Но, как известно, черного кобеля отмыть добела невозможно.
Оцените материал
| Подписывайтесь на АиФ в
MAX |

Leave a Reply